Процесс адаптации сотрудника. Некоторые проблемы воспитания у слушателей вузов мвд россии нравственно-психологической готовности к освоению профессии Главная трудность для меня в новой работе

абитуриента образовательного учреждения МВД России

Регистрационный номер_________

Набор__________________ 200___г.

Комплектующий орган___________

№ группы_____________

Взвод __________________________

Форма обучения: 5 лет; 4 г. 6 мес.;

Дата обследования_______________

Инструкция. Внимательно прочитайте каждый вопрос и подчеркните один из предложенных вариантов ответа, который наиболее полно и точно отражает Ваше мнение. Если ни один из предложенных вариантов Вам не подходит, напишите свой ответ, а также напишите ответы на вопросы, где нет вариантов ответа.

Работайте самостоятельно, быстро и аккуратно.

1. Фамилия_____________________________Имя____________________________Отчество_____________________________

2. Пол: 1. Мужской 2. Женский

3. Сотрудник ОВД 1. Да, должность______________________________________________________________________2. Нет

4. Год и дата рождения_____________________________________________________________________________________

5. Социальное происхождение:

1. Из рабочих 2. Из служащих 2.1. Из милицейской семьи

6. Состав семьи (мать, отец, мачеха, отчим, нет родителей; живут вместе, раздельно, находятся в разводе с г.):

Отец: возраст_______лет; работает (где, кем)_______________________________________________________________;

пенсионер; находится на инвалидности (группа__________, причина________________________________________);

безработный; другое________________________________________________________________________________________

Мать: возраст_______лет; работает (где, кем)_______________________________________________________________;

пенсионерка; находится на инвалидности (группа________, причина________________________________________);

безработная; домохозяйка; другое___________________________________________________________________________

Братья (сколько__________); сестры (сколько___________); в настоящее время работают,

учатся, служат (где___________________________________); братьев (сестер) не имею;

Жена (муж) работает, учится___________________________________________, не имею;

Дети, сколько____________, не имею

Каким по счету ребенком в семье Вы родились________________________________________________________________

7. Место жительства до поступления (домашний адрес, телефон):

1. Город____________________________________________________________________________________________

2. Область (край)___________________________________________________________________________________

3. Другие места_____________________________________________________________________________________

8. Родственники - сотрудники ОВД (служили, служат)_________________________________________________________

9. Льготы (подчеркнуть):

золотая медаль; серебряная медаль; красный диплом; класс юридической подготовки; сирота; уволенные в запас военнослужащие; из МВД (стаж не менее 6 мес.); участник боевых действий в Чеченской Республике; дети сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск, погибших или получивших инвалидность при исполнении служебных обязанностей

*Разработчики Д. Д. Невирко, Н. А. Горбач. Сибирский юридический институт МВД России.

78 Психопедагогика в правоохранительных органах, 2008, № 1(32)

10. Образование (что и когда окончили):

1. Среднее № школы (обычная, вечерняя, специальная); гимназии_______________________________________

2. Среднее специальное (ПТУ техникум, другое________________________________________________________)

Специализированный колледж (класс)

а) Да, какой______________________________________________________

В каком году__________________ С каким средним баллом аттестата (диплома)_________________________________

11. Какой иностранный язык Вы изучали в школе_______________________________________

12. Гражданская специальность, должность и стаж работы до поступления на службу в ОВД___________________

13. Служба в Вооруженных силах (да, нет) 20__г. - 20___г.

Звание_____________________________________________Должность___________________________________________

14. Государственные награды_____________________________________________________________________________

15. Подготовка по специальностям ОВД____________________________________________________________________

16. Должности, занимаемые в ОВД (в хронологическом порядке)

с_____по_________; должность___________________________________________________________________________

17. Спортивные звания или разряд (вид спорта)___________________________________________________________

Занятия физкультурой и спортом за последние два года (вид спорта_____________; регулярность занятий (да,

нет); спортом не занимался

18. Были ли у Вас колебания при выборе этой профессии:

1. Были некоторые колебания_______________________.

2. Думал обстоятельно, взвешивал все «за» и «против».

3. Сомневался, хватит ли знаний, опыта.

4. Колебаний не было.

19. Вы выбрали эту милицейскую профессию:

1. По собственному желанию.

2. По совету (требованию) родителей (родственников).

3. По совету друзей.

4. По совету знакомых (сотрудников ОВД, гражданских лиц).

5. Под впечатлением фильмов, книг.

6. Из-за возможности проживать вне семьи, самостоятельно.

7. Из-за уверенности, что милицейская служба соответствует Вашим склонностям (характеру).

8. Из чувства солидарности («за компанию» с товарищами).

9. Для получения специальности.

10. Другое, что:___________________________________________________.

20. Какую профессию в системе ОВД Вы желаете получить:

1. Участкового инспектора. 2. Оперуполномоченного.

3. Следователя. 4. Дознавателя.

5. Инспектора ГАИ. 6. Другую, какую__________________________.

21. Что Вы предпримете, если не будете приняты на учебу?

1. Повторю попытку поступления на следующий год.

2. Буду поступать в вуз или среднее специальное учебное заведение другого профиля.

3. Буду служить в армии.

4. Другое, что:___________________________________________________.

22. Где Вы получили информацию о Вашей будущей специальности?

1. От работников ОВД по месту жительства.

2. От сотрудников МВД России.

3. От родителей, родственников.

4. От друзей, знакомых.

5. Из других источников, каких:________________________________.

23. Насколько Вы знаете характер будущей специальности:

1. Знаю все подробно.

2. Знаю в общих чертах.

3. Представляю смутно.

4. Не представляю совсем, но надеюсь узнать.

24. Подчеркните ключевое слово в названии:

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ

25. Как Вы оцениваете свои способности по отношению к будущей профессии:

1. Высокие. 2. Выше среднего. 3. Средние.

4. Ниже среднего. 5. Низкие. 6. Отсутствуют.

Уровень здоровья Уровень мышления, памяти, внимания Желание стать офицером Уровень психологической устойчивости Уровень способности к общению

27. Укажите 2-3 важнейших, на Ваш взгляд, события текущего года:

1. В международной жизни____________________________________

2. Во внутренней жизни страны________________________________

3. В жизни края_____________________________________________

28. Как Вы оцениваете работу в милиции:

Отметьте один ответ в каждой строке Согласен Не согласен Затрудняюсь ответить

1. Престижная 3 2 1

2. Благородная 3 2 1

3. Опасная 3 2 1

4. Жестокая, негуманная 3 2 1

5. Требующая особых интеллектуальных качеств 3 2 1

6. Требующая положительных моральных качеств 3 2 1

7. Трудная, но необходимая 3 2 1

8. Неблагодарная 3 2 1

9. Такая, где можно спиться 3 2 1

10. Такая, где можно приобрести богатый жизненный опыт 3 2 1

11. Жизнь ради людей, порой в ущерб собственным интересам 3 2 1

29. Согласны ли Вы с тем, что какой-либо коллектив (группа людей) могут применить следующие средства для выражения протеста:

Средства протеста Да Нет

1. Сбор подписей 1 2

2. Бойкот (отказ от каких-либо работ) 1 2

3. Законная демонстрация 1 2

4. Угроза забастовкой 1 2

5. Незаконная забастовка 1 2

6. Захват предприятий, зданий 1 2

30. Какие причины определили Ваш профессиональный выбор, что побудило Вас поступать в образовательное учреждение МВД России:

Отметьте один ответ в каждой строке Главным образом Частично Не имеет значения

1. Г арантия постоянной работы 3 2 1

2. Традиции и ритуалы МВД России, форма одежды 3 2 1

3. Возможность заняться интересным и престижным делом 3 2 1

4. Получение льгот и преимуществ 3 2 1

5. Участие в борьбе с преступностью 3 2 1

6. Романтика офицерской службы 3 2 1

7. Возможность материально обеспечить себя и свою семью 3 2 1

8. Возможность физического самосовершенствования 3 2 1

9. Надежда на решение жилищной проблемы 3 2 1

10. Получение бесплатного образования 3 2 1

11. Получение специальности, которая пригодится на «гражданке» 3 2 1

12. Продолжение семейной династии 3 2 1

13. Личная склонность к дисциплине 3 2 1

14. Право командовать людьми 3 2 1

15. Альтернатива военной службе «по призыву» 3 2 1

16. Возможность успешной карьеры 3 2 1

31. Какие стороны милицейской жизни представили бы для Вас наибольшую трудность:

1. Высокая ответственность.

2. Необходимость беспрекословного подчинения, строгая дисциплина.

3. Работа с подчиненными.

4. Частый и длительный отрыв от семьи.

5. Другое, что:___________________________________________________________.

32. С каким суждением Вы больше всего согласны:

1. После смерти человек продолжает жить в своих делах, пока его помнят люди.

2. После смерти человек продолжает жить в своих детях и внуках.

3. После смерти исчезает тело человека, а душа продолжает жить.

4. После смерти человек исчезает весь, поэтому любые дела и стремления напрасны.

5. После смерти ничего не будет, надо взять от жизни все, что возможно.

33. Приходилось ли Вам употреблять алкогольные напитки:

1. Никогда. 2. Редко (только по большим праздникам).

3. Иногда (2-3 раза в месяц) 4. Часто (чаще 3 раз в месяц).

Ваша переносимость алкоголя: хорошая, мало пьянею, ощущаю прилив сил и энергии, поднимается настроение; плохая, быстро пьянею, появляется головокружение, сонливость, ухудшение самочувствия, головная боль,

тошнота, рвота; другое_____________________________________________________________; затрудняюсь ответить.

34. Ответьте на следующие вопросы в соответствии с Вашими личными убеждениями «да» или «нет»:

Отметьте один ответ в каждой строке Да Нет

1. Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили

2. Можно весело провести праздник или день рождения, совсем не употребляя алкоголь

3. Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать все наперекор, даже если я знаю, что они правы

4. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга

5. Можно, не нарушая закона, попытаться найти в нем лазейку

6. Можно простить людям нарушение правил, которые они считают неразумными

7. Я стараюсь уклониться от конфликтов и затруднительных положений

8. Я предпочитаю действовать согласно собственным планам, а не следовать указаниям других

9. Если я захочу сделать что-то, но окружающие считают, что этого делать не стоит, я легко могу отказаться от своих намерений

10. Глупо осуждать людей, которые стремятся взять от жизни все, что могут

35. Ваше любимое занятие в свободное время за последние 2-3 года:

чтение литературы (какой?____________________); техника; искусство; посещение выставок, театров, концертов; просмотр телепередач, видеофильмов; увлечение музыкой; коллекционирование (чего?_________________);

прогулки на воздухе; встречи с друзьями; игры (какие:__________); неопределенное времяпрепровождение;

другое _______________________________________________________________________________________________

36. Какие из школьных предметов Вам давались:

легче других__________________________________________________________________________________________

труднее других________________________________________________________________________________________

37. Что помешало Вам в школе быть отличником:

трудность школьной программы; отсутствие воли, настойчивости, усидчивости; не хватило способностей; не было желания; не считал главным; другие причины_______________________________________________________

38. Где Вы воспитывались большую часть времени:

в своей семье; у родственников; в детском доме; интернате; в чужой семье; в другом месте (где именно__)

39. Какие взаимоотношения преобладают в Вашей семье?

ровные, теплые, искренние; натянутые, холодные, сухие; безразличные; плохие, грубые, ссоры, конфликты, разводы родителей, выпивки, драки; другое________________________________________________________________

40. Что из нижеперечисленного случалось у Вас когда-либо:

(нужное подчеркнуть, дописать)

травмы; ушибы головы; бессонница; сильное переутомление; периоды полной апатии и безразличия ко всему; чувство собственной неполноценности; разочарование в жизни; нежелание жить; нервные срывы; сильные нервные потрясения; уходы из дома после обид; серьезные ссоры, конфликты (с родителями, учителями, товарищами, любимым человеком); участие в драках; случаи потери сознания (в том числе кратковременные, после травмы); заикание; судорожные припадки; ночное недержание мочи; разговоры во сне; хождение во сне; головокружения; обмороки (в том числе при сильном волнении, перегревании, в душном помещении); другое (когда, что)___________________________________________________________________________________

41. Какие вредные привычки имеются у Вас?

Курение с____лет, по__________________________________________________________________________сигарет (папирос) в день; употребление в разговоре нецензурных выражений; обкусывание ногтей; однообразные навязчивые движения; сплевывания; другие___________________________; не имею

42. Знакомство с наркотиками:

знаю из средств массовой информации; знаю от знакомых; есть знакомые, которые употребляют; один раз пробовал сам; иногда употребляю

43. Отношение к наркотикам:

отрицательное; не могу сказать определенно; считаю, что они иногда могут помочь; считаю, что они полезны

44. Испытывали ли Вы трудности во взаимоотношениях с окружающими (родственниками, знакомыми, друзьями) из-за своего характера:

часто; иногда; никогда; затрудняюсь ответить

45. Какими способами Вы решаете конфликты:

не обращаю внимания; пытаюсь доказать свою правоту; пытаюсь сгладить конфликт; пытаюсь подавить силой; признаю свое поражение; другое_________________________________________________________________________

46. Как давно Вы решили стать сотрудником ОВД:

мечтал с детства; решил в________классе школы; в этом году

47. Какие черты характера Вы бы хотели у себя сформировать для успешной работы по избранной специальности:

дисциплинированность; трудолюбие; организованность; смелость; решительность; целеустремленность; настойчивость; самообладание; сила воли; общительность; самостоятельность; другие черты (какие)______________

48. Как Вы отнесетесь к предложению назначить Вас младшим командиром (командиром учебной группы, отделения):

согласитесь с удовольствием; откажетесь из-за отсутствия способностей; откажетесь из-за того, что это может помешать учебе; с безразличием

49. Какие качества в людях Вы больше всего цените:_____________________________________________________

50. Какую самую большую ошибку в жизни Вы совершили:___________________________________________________

51. Какие недостатки в людях Вам наиболее неприятны:___________________________________________________

52. Каково Ваше представление о счастье:_______________________________________________________________

53. Если бы это было возможно, то что, как и почему хотели бы Вы изменить в своем прошлом:

54. Что в настоящее время имеет для Вас большее значение (распределите места, обозначив их цифрами 1, 2, 3... начиная с 1 для самого главного):

Проставьте в каждой строке Ранг

Состояние Вашего здоровья

Выбор профессии

Бытовые проблемы

Культурные интересы

Увлечения (хобби)

Процессы, происходящие в обществе

Поступление в вуз

55. Вам необходимо дописать все предложения, ничего не пропуская:

1. Главным для меня при принятии решения о поступлении на учебу в образовательное учреждение МВД России было

2. На меня повлияло также

3. После окончания образовательного учреждения МВД России я буду работать в ОВД, потому что

4. Мне нужна работа в ОВД, чтобы

5. В работе в ОВД меня больше всего интересует

6. Главные трудности, которые меня ожидают в учебе - это

7. Работа сотрудника ОВД в моем понимании - это:

а.________________________________________________

б.________________________________________________

8. В предстоящей мне учебе и службе, по-моему, наиболее важно

9. Если бы я не поступал на учебу в образовательное учреждение МВД России, то предпочел бы:

учиться по специальности_____________________________________________________________________

работать по специальности____________________________________________________________________

10. Но там я не имел бы______________________________________________________________________

11. Сотрудник ОВД должен быть________________________________________________________________

56. Укажите трех человек, которые могли бы поручиться за Вас:

1.___________________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________________

Ф. И. О., характер отношений (друг, родственник, коллега и т. п.)

3.___________________________________________________________________________________________

Ф. И. О., характер отношений (друг, родственник, коллега и т. п.)

57. Кратко обоснуйте (не менее 4-5 предложений) по каждому вопросу

Почему я хочу стать сотрудником ОВД:_________________________________________________________

Почему я выбрал именно эту профессию:

Какие жизненно важные цели позволит решить Вам поступление в учебное заведение МВД России:

Каким будет Ваш обычный рабочий день через год после окончания обучения?

Ознакомлен с условиями проведения профессионального психологического обследования и даю согласие на психологическое тестирование меня в процессе обучения в вузе МВД России

Дата заполнения анкеты «_______»______________________г.

Личная подпись / /

Переход на новую работу вызывает двоякие чувства. С одной стороны, это энтузиазм: впереди интересные задачи, новый коллектив и заманчивые перспективы. С другой стороны, это стресс и сомнения: справлюсь ли я со своими обязанностями, насколько гармонично впишусь в коллектив, удастся ли наладить отношения с руководством? Статус новичка требует недюжинных дипломатических способностей, терпения и умения принимать взвешенные решения. Вознаграждением служит расширение профессиональных горизонтов и новые возможности для карьерного роста.

Трудности адаптации

При поступлении на новую работу полезно осознать необходимость адаптации. Имеет смысл запастись терпением и дать себе установку: не делать поспешных выводов. Многие новички, столкнувшись с первыми трудностями, теряют желание бороться. Проходит месяц, другой - и новоиспеченный сотрудник находит подходящий предлог, чтобы уйти из компании. Такая манера поведения совершенно не оправдана. На любом месте работы в первое время возникают сложности. В большинстве случаев имеет смысл подождать еще немного, приложив усилия для преодоления трудностей - и ситуация приходит в норму.

На время адаптации обычно приходится забыть о комфорте. Нужно быть готовой к ненормированному рабочему дню, «плавающему» перерыву или его отсутствию, к тому, что придется приспосабливаться, смотреть, слушать и вникать. Все эти нюансы полезно учитывать уже в тот момент, когда вы задумываетесь о поиске новой работы. Если вы психологически не готовы к трудностям адаптации - возможно, для перемен сейчас не самое лучшее время.

Работа над ошибками

Пусть профессионального становления у каждого человека свой, а вот многие ошибки, которые совершают новоиспеченные сотрудники, типичны:

  • Случается так, что на собеседовании сотруднику обещают массу перспектив. Реальная ситуация оказывается менее радужной: и возможностей для продвижения меньше, и бонусы не такие существенные. У многих специалистов мотивация в этом случае падает, они начинают выполнять обязанности, спустя рукава. А отсюда и до увольнения рукой подать.

Совет : заняв должность, в любом случае проявляйте добросовестность. Если условия работы вас не устраивают, обсуждайте их с руководством или ищите другую работу.

  • Сотрудник еще до окончания испытательного срока поднимает вопрос о повышении зарплаты. Работодатель едва ли отнесется благосклонно к такому повороту событий.

Совет : Настройтесь на то, что в течение испытательного срока вам нужно показать себя с лучшей стороны. Это приоритетная задача. Создавать для себя более выгодные условия имеет смысл позже, когда работодатель поймет, что действительно заинтересован в вашей персоне.

  • Новички часто проявляют либо чрезмерную уверенность в себе, либо ее недостаток. В первом случае сотрудник пытается совершить переворот местного масштаба: критикует существующие методы работы и предлагает свои. Противоположная ситуация - когда новичок нервничает и боится проявить инициативу.

Совет : найдите золотую середину. Прежде чем критиковать существующие порядки, покажите, что имеете право о них судить. Но не бойтесь выражать свое мнение; главное, чтобы оно было обоснованным.

  • Как правило, каждому новичку выделяют «куратора» - опытного специалиста, который вводит нового сотрудника в курс дела. Если в организации отсутствует система адаптации, то куратора приходится искать самостоятельно - просто присмотритесь к людям и интуитивно выберите того, кто, как вам кажется, не откажет в помощи. Когда вы начнете показывать первые успехи, поблагодарите вашего наставника и вообще всех, кто оказывал вам поддержку.
  • Каждому новичку здравый смысл подсказывает, что нужно не только справиться с обязанностями, но и вписаться в коллектив. Здесь очень важны мелочи. Например, в комнате есть общий стол, на котором стоят чайно-кофейные принадлежности. Все сотрудники пьют чай в пакетиках, а вы ставите на стол пачку дорогого, элитного чая. Скорее всего, это будет воспринято как снобизм. В первое время постарайтесь не выделяться своими привычками на фоне старожилов.
  • Новичку часто достается не самое удобное место в комнате и не самый лучший компьютер. Если чувствуете, что вас пытаются потеснить, скажите об этом прямо, но без агрессии, лучше в шутливой форме. Один из самых неразумных вариантов поведения - пожаловаться на происки коллег руководству.

Не ругайте себя за ошибки - на испытательном сроке они неизбежны хотя бы потому, что вы еще не вошли в курс дела. Признавайте недочеты и демонстрируйте искреннее стремление повысить эффективность своей работы в обозримом будущем.

типового структурированного интервью

Фамилия, имя, отчество____________________________________________________

Возраст____________ Дата «____ » ______________ 200__ г.

Образование______________________________________________________________

Семейное положение_______________________________________________________

Звание, должность_________________________________________________________

Главным для меня при принятии решения об устройстве на работу в ОВД было

2. В моей работе наиболее важно________________________

3. В работе ОВД меня больше всего

интересует____________________________________________

4. Главная трудность, которая возникла у меня в работе это-

5. Кроме того_________________________________________

6. Однако мне помогает то, что я

того,_________________________________________

8. Работа сотрудника ОВД в моем понимании это -

9. Наибольшую поддержку мне оказал___________

10. Я не смог наладить отношения с__

11. Конфликты у меня возникают из-за

12. Со стрессами мне помогает справляться

13. Карьера для меня это________________

14. Мои планы в отношении дальнейшей службы это -

Спасибо за участие!

ОПРОСНИК PPI

Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, касающихся различных сторон профессиональной деятельности, отношений между людьми и жизни в целом. Ответ должен отражать только Ваше собственное мнение - здесь нет «правильных» или «неправильных» ответов.

Варианты ответов:

«2» - «Затрудняюсь», не можете сделать однозначный выбор (не более 3-х ответов).

«3» - «Неверно», не согласны с высказыванием.

УТВЕРЖДЕНИЯ

1. Считаю, что с коллегами по работе необходимо поддерживать хорошие межличностные отношения даже в том случае, если они поступают не так, как я.

2. Иногда мне бывает трудно признаться в том, что я не прав (не права).

3. В некоторых случаях на «зло» надо отвечать «злом».

4. Мне неприятно, когда незнакомые люди пристально разглядывают меня.

5. Если законы не работают, соблюдать их нет необходимости.

6. В свободное от работы время я скорее предпочту уединиться, чем провести его в компании знакомых.

7. Каждому человеку необходимо заботиться о том, чтобы иметь «полезные знакомства».

8. Мое настроение во многом зависит от настроения тех, кто меня окружает.

9. Иногда контроль над моей деятельностью позволяет выполнить работу более качественно.

10. Я легко могу развеселить самую скучную компанию.

11. Мне интересно изучить и понять человека.

12. Я очень переживаю, когда другие относятся ко мне несправедливо.

13. Своим трудолюбием я часто привлекаю к себе внимание окружающих.

14. Когда я вспоминаю прошлое, порой мне бывает обидно за свои действия.

15. Мне далеко не всегда удается планировать свою текущую профессиональную деятельность.

16. Меня несколько смущают люди, которых я плохо знаю.

17. В споре я могу высказать человеку всё, что думаю о нём.

18. Нельзя осуждать людей, которые «ставят на карту» всё, если «ставки» высоки.

19. Если я не знаю, как себя вести в некоторых ситуациях, то я смотрю, как поступают другие.

20. Для меня очень важно иметь много друзей.

21. Я отношусь к вопросам этики и морали намного серьезнее, чем многие из моих коллег и друзей.

22. В своих поступках я исхожу из того, что людям полностью доверять нельзя.

23. Каждый сотрудник должен принимать участие в решении проблем своего служебного коллектива даже в том случае, если это доставляет ему значительные хлопоты.

24. Думаю, что я ни при каких обстоятельствах не потеряю самоконтроль.

25. Нет смысла помогать людям, поскольку зачастую в результате этого сам «останешься в дураках».

26. При встрече со старым знакомым (знакомой) от радости я готов(а) броситься ему (ей) на шею.

27. Если я не одобряю поведение людей, то прямо говорю им об этом.

28. Я предпочитаю симметрию, асимметрии

29. Веские, но бесспорные аргументы могут изменить мое мнение.

30. Прежде чем принять какое-либо решение, я со всех сторон анализирую соответствующую проблему.

31. Иногда я намеренно оговариваю человека из-за того, что испытываю к нему неприязнь.

32. Директивный путь решения профессиональных задач зачастую лучше, чем путь убеждения.

33. Люди достаточно часто обращаются ко мне за помощью тогда, когда им необходимо что-то решить.

34. В современных условиях не всегда необходимо следовать данному обещанию, связанному со значительными эмоциональными нагрузками.

35. Мне нравиться бывать там, где много народа.

36. В силу различных обстоятельств мне не всегда удаётся довести начатое дело до конца.

37. Не думаю, что следует легко прощать обиды.

38. Нередко бывает так, что мне приходиться смотреть в другую сторону, чтобы избежать нежелательной встречи.

39. Сильный человек способен решить любые проблемы.

40. Думаю, что целесообразно отменить многие ненужные людям законы.

41. Обычно я настойчиво добиваюсь выполнения профессиональной задачи независимо от «препятствий», возникающих на моём пути.

42. Считаю, что все средства хороши для достижения общественно значимого результата.

43. Я люблю находиться в центре внимания.

44. В своей правоте я могу убедить любого человека.

45. Каждый человек должен отвечать за свои поступки не зависимо от причин совершения

46. Даже не очень в знакомой компании я способен (а) расслабиться и хорошо повеселиться.

47. Считаю, что только лидер коллектива должен брать на себя ответственность за планирование совместной работы

48. Довольно часто оказывается, что я не владею информацией, связанной с отношениями между людьми и интересующей окружающих.

49. Чтобы выполнить важную работу, иногда мне приходиться ложиться спать глубоко за полночь.

50. Считаю, что грубость в отношении окружающих можно объяснить исключительными обстоятельствами

51. Большинство профессиональных задач, связанных с деятельностью в экстремальных условиях, имеет лишь одно правильное решения.

52. Моему желанию познакомиться с кем-либо иногда мешает то, что мне трудно найти подходящую тему для разговора.

53. Я имею желание работать больше и лучше, чем предписывается.

54. Прежде чем прийти к какому-либо мнению, я стараюсь узнать, что на этот счёт думают другие.

55. Иногда я так настаиваю на своём, что люди теряют терпение.

56. Скорее всего, я первым не заговорю с незнакомым человеком, пока он сам не обратиться ко мне.

57. Мне достаточно часто приходиться анализировать неприятные события, произошедшие со мной в профессиональной деятельности.

58. В современной жизни трудно что-либо планировать, важно успевать решать текущие проблемы.

59. Встречая на улице своих знакомых, с которыми давно не виделись, я предпочитаю проходить мимо, если они со мной не заговаривают первыми.

60. Мне доставляет удовольствие оказывать влияние на других людей.

61. Я предпочитаю работать один(а), а не в команде.

62. Наше мышление было бы намного продуктивнее, если бы мы забыли о таких словах как «вероятно», «приблизительно», «возможно».

63. Иногда на работе я сильно устаю потому, что беру на себя исполнение чужих функций.

64. Лучше быть хорошим исполнителем, чем посредственным руководителем.

65. Я часто задумываюсь, какие скрытые причины заставляют другого человека делать для меня что-нибудь хорошее.

66. В совместной профессиональной деятельности я вольно или невольно контролирую работу коллег.

67. Я не избегаю встреч с людьми, которые, как мне кажется, ищут ссоры со мной.

68. В современных условиях ничего нельзя «пускать на самотёк».

69. Думаю, что есть люди, настроенные против меня.

70. Больше полезной информации можно получить из книг, чем от общения со специалистом.

71. Чтобы не быть застигнутым врасплох, я всегда психологически готовлюсь к неудаче.

72. Порой я недоволен(а) слишком формальными отношениями, существующими между коллегами по работе.

73. Я предпочёл(а) бы не брать на себя ответственность за действия других людей.

74. Мне трудно симпатизировать человеку, не имеющему собственного мнения.

75. Иногда мне бывает трудно сосредоточиться на выполнении какой-либо профессиональной задачи.

76. В своем окружении я принадлежу к числу лидеров.

77. Меня возмущает, когда другие люди вмешиваются в мою жизнь.

78. Мне доставляет особое удовольствие добиваться труднодостижимого в профессиональной деятельности.

79. Я люблю больше слушать, чем говорить.

80. Всегда следовать закону бессмысленно, главное - это не входить в противоречие с общественными интересами.

81. Я очень редко ссорюсь с окружающими.

82. Порой мне не хватает уверенности в себе.

83. Каждому человеку необходимо достигать поставленных перед собой целей.

84. Считаю, что я должен(а) избегать ненужных мне профессиональных дискуссий.

85. Мне нравиться определять, что кому делать.

86. Окружающие считают меня очень общительным человеком.

87. Сотрудник должен следовать принятому коллективному решению, даже если не согласен с ним.

88. Я очень редко меняю свои решения.

89. Меня не останавливают трудности, возникающие при решении важной профессиональной задачи.

90. Мне трудно общаться с людьми, поведение которых я не одобряю.

91. Думаю, что меня трудно переспорить.

92. Я люблю решать профессиональные задачи в условиях неопределённости.

93. Прежде чем что-либо сделать, я стараюсь спрогнозировать, как к этому отнесутся окружающие.

94. Мне часто хочется, чтобы люди занимали более определённую жизненную позицию.

Бланк ответов PPI

Варианты ответов:

«1» - «Верно», согласны с высказыванием.

«2» - «Затрудняюсь», не можете сделать однозначный выбор (не более 3-х ответов). «3» - «Неверно», не согласны с высказыванием.

1. 9. 17. 25. 33. 41. 49. 57. 65. 73. 81. 89.
2. 10. 18. 26. 34. 42. 50. 58. 66. 74. 82. 90.
3. 11. 19. 27. 35. 43. 51. 59. 67. 75. 83. 91.
4. 12. 20. 28. 36. 44. 52. 60. 68. 76. 84. 92.
5. 13. 21. 29. 37. 45. 53. 61. 69. 77. 85. 93.
6. 14. 22. 30. 38. 46. 54. 62. 70. 78. 86. 94.
7. 15. 23. 31. 39.. 47. 55. 63. 71. 79. 87.
8. 16. 24. 32. 40. 48. 56. 64. 72. 80. 88.

Самостоятельно оцените качества Вашего характера в диапазоне от 1 до 9.
Качество Оценка Качество Оценка
Общительность (проявление потребности и инициативности в общении) Гибкость (умение менять собственное поведение в соответствие с ситуацией)
Доминантность (склонность к лидерству, власти) Трудолюбие (отношение к труду - потребность и привычка трудиться)
Ответственность (готовность к ответу за свои поступки и их последствия) Настойчивость (способность преодолевать трудности, препятствия при достижении цели)
Эмоциональная стабильность

(уравновешенность, спокойствие, выдержка)

Какие ваши сильные стороны?

  • Я легко адаптируюсь в новом коллективе и быстро учусь. За короткий срок мне становится комфортно в новой ситуации.
  • Навыками, которыми я овладел на своей предыдущей позиции: и работа в условиях стресса — сделали меня отличным сотрудником.

Какие ваши слабые стороны?

  • Меня легко отвлечь от работы телефонным звонком или тем, что происходит вокруг меня. Я много над этим работаю и уже научился контролировать себя в такие моменты.
  • Я всегда боролся с прокрастинацией — откладыванием дел на потом. И обнаружил, что если составлять список дел на день, становится намного легче приступить к работе. Этот метод очень помог мне.
  • Я очень ответственно подхожу к работе и на меня всегда можно положиться — я никогда не подведу.
  • Я быстро всему учусь и легко схожусь с незнакомыми людьми.

Как вы справляетесь со стрессом?

  • Раньше у меня было много проблем с тем, как справляться со Теперь, когда что-то выходит из-под контроля и начинается завал, я просто делаю глубокий вдох и постепенно, шаг за шагом начинаю разруливать ситуацию.
  • В стрессовые дни я совершаю небольшую прогулку в свой обеденный перерыв и это мне придает энергии, чтобы справиться с текущими проблемами.

Что мотивирует вас?

  • Мне нравится приносить кому-то пользу в течение дня. Это не всегда может быть что-то действительно значимое, но мне просто нравится помогать людям.
  • Я люблю ставить для себя амбициозные цели и добиваться их. Я каждый день стремлюсь научиться новому и занимаюсь самосовершенствованием.

Какое самое большое разочарование произошло в вашей жизни?

  • Этот вопрос относится к тому, что случилось за пределами работы и связано с вашими личными переживаниями. Если у вас не было никакого «большого разочарования», в этом нет ничего страшного — вам можно только позавидовать! На личные вопросы вы можете не отвечать — это ваше право.

Вы предпочитаете работать самостоятельно или в команде?

  • Я быстро нахожу общий язык с людьми, поэтому мне нравится работать над проектами в команде. Мне намного интереснее работать с кем-то, чем в одиночку.
  • Я командный игрок, поэтому предпочитаю работать над общим делом совместно с другими сотрудниками отдела.

Как вы справлялись с большим количеством работы?

  • Я сталкивалась с такой ситуацией очень много раз. С тех пор я научилась управлять своим временем и такого больше не происходит, так как я могу управлять своим временем и соблюдаю дедлайны.

Как вы справлялись с трудными ситуациями/конфликтами?

  • У меня не было никаких проблем или конфликтов на работе. Я стараюсь фокусироваться на выполнении своих должностных обязанностях, что помогает мне избегать каких-либо неприятностей.

Каковы ваши цели на следующие пять лет? Следующие десять лет?

Как вы собираетесь достичь этих целей?

  • Я отметила, что в вашей компании проводится очень много тренингов, и я бы хотела посетить те, которые связаны с продажами, чтобы добиться своей цели — стать профессионалом в области продаж.

Сколько вы хотите зарабатывать? В краткосрочной и долгосрочной перспективе?

  • Я хочу такую зарплату, которая бы соответствовала позиции, которую я занимаю и должностным обязанностям, которые я выполняю.
  • Я хочу конкурентную заработную плату, которая соответствует тенденциям на рынке труда.

Чем вас привлекла эта работа?

  • Я узнала, что вы предоставляете хорошую программу обучения для сотрудников. Поэтому я надеюсь, что смогу усовершенствовать свои навыки, связанные с продажами.

Какими навыками вы обладаете для этой работы?

  • Я отлично лажу с людьми, быстро устанавливаю контакт. Я уверен, что мои помогут мне в этой работе.
  • У меня хорошие аналитические способности. Я умею быстро анализировать большой объем информации.

Что вы можете сделать для компании?

  • Мои организаторские способности и внесут большой вклад в поддержание дружественной рабочей атмосферы в компании и улучшат результаты.

Почему мы должны взять вас на работу?

  • Я уверен, что вам нужен сотрудник, который быстро и легко сходится с людьми. Я могу вас заверить, что я очень коммуникабельный, открытый и располагающий к себе человек, умеющий хорошо работать в команде.
  • У меня большой опыт работы в сфере продаж и я могу за максимально короткий срок увеличить прибыль компании, используя свой багаж знаний и навыков, которые приобрел за последние 15 лет работы в этой области.

Почему вы лучший кандидат для этой работы?

  • Я трудоголик до мозга костей, потому что я люблю то, чем занимаюсь и вы не пожалеете, если возьмете меня в свою компанию.

Какие у вас были обязанности?

  • Ответ должен быть честным. Помните, что говорить о последнем месте работы нужно позитивно.

Почему вы ушли/планируете уйти с вашей работы?

  • Я все еще работаю, но ищу компанию, в которой я смогу лучше и больше раскрыть свой потенциал.
  • У меня были проблемы личного характера, по которым я была вынуждена покинуть компанию. Но теперь все вопросы решены и я поскорее хочу вернуться к работе.

Что вам больше всего нравилось/не нравилось на вашей предыдущей работе?

  • Как и на любой работе бывают хорошие дни, а бывают плохие. Но я бы не сказала, что меня особенно что-то раздражало.
  • Мне нравилось искать решения трудным задачам, так как я каждый раз чему-то новому училась.

С какими проблемами вы сталкивались на работе и как их решали?

  • У меня не было на работе каких-либо конфликтов. Я стараюсь избегать их, уважительно относится к каждому сотруднику компании.
  • Когда я считаю, что правильнее всего каждой стороне представить свою точку зрения на этот вопрос и тогда появится возможность услышать, что об этом думают все остальные. Таким образом, конфликт будет исчерпан.

Чему вас научили ваши ошибки?

  • Я научился давать каждому человеку второй шанс. Первое впечатление часто бывает ошибочным.
  • Я научился не сдаваться раньше времени. Если я продолжу работать, то я обязательно найду решение.

Какая у вас была заработная плата на последнем месте работы?

  • Эта работа отличается от того, чем я занималась до этого. Давайте поговорим о моих обязанностях на этой позиции и после этого мы сможем решить, какая именно заработная плата им соответствует.

Какие у вас ожидания от вашего нового руководителя?

  • Хороший менеджер тот, кто умеет делегировать обязанности между своими подчиненными, понимая, кто с чем лучше может справится.
  • Хороший руководитель — это который мотивирует своих подчиненных на достижение их общей цели.

Что вы ожидаете от новой работы?

Что такое адаптация сотрудника на рабочем месте? Это ознакомление человека с новой компанией и изменение его поведения в соответствии с требованиями и правилами организационной культуры. Наиболее эффективной является активная адаптация новичка с использованием организационных мероприятий и социально-психологических методов…

Приняв нового сотрудника на испытательный срок, нельзя его бросать на произвол судьбы - «работай, как знаешь». Новичка необходимо ознакомить с ценностями организации, ее историей, принятыми стандартами поведения и деятельности, правилами микроротации. Нового работника представляют коллегам, помогают сориентироваться в ситуации. Очень важно, чтобы человек чувствовал поддержку и заинтересованность организации в нем, в его способностях.

Вхождение нового сотрудника в коллектив происходит постепенно. На всех этапах необходимы внимание и помощь со стороны руководителей. Управление адаптацией - это активное воздействие на факторы, влияющие на работоспособность человека, предупреждение неблагоприятных последствий.

В компании «Пальмира-Рута» процедура адаптации нового сотрудника состоит из нескольких основных этапов (приложение 1 ). Она разрабатывается службой персонала; за ее реализацию отвечают линейные руководители.

Приложение 1

Календарь адаптации нового сотрудника
в ООО СП «Пальмира-Рута»

Первый рабочий день в центральном офисе

1. Оформление в отделе кадров ООО СП «Пальмира-Рута» в соответствии с Положением о приеме на работу в компанию.
Новый сотрудник в обязательном порядке подписывает документ о неразглашении коммерческой тайны и конфиденциальной информации.

2. Собеседование с менеджером по персоналу.
Менеджер по персоналу рассказывает новичку о направлениях деятельности компании, о ее сотрудниках и партнерах; вручает буклет «Справочник сотрудника компании «Пальмира-Рута», комментирует его, рассказывает о структуре компании. Оговариваются следующие моменты:

    продолжительность рабочего дня;

    требования к внешнему виду сотрудника;

    перерыв на обед;

    организация питания;

    регламентированные перерывы на чай/кофе и отдых;

    использование телефона в личных целях;

    политика компании в отношении сверхурочных работ;

    сроки и порядок выплаты зарплаты.

3. Представление новичка сотрудникам офиса.

4. Беседа нового работника с непосредственным руководителем.
Обсуждается круг задач, которые входят в компетенцию новичка, его должностные обязанности согласно должностной инструкции; функции других сотрудников отдела; порядок взаимодействия с руководителем (приемные часы, круг вопросов). Руководитель знакомит новичка с принятыми в отделе методами планирования, отчетности и контроля, назначает наставника из числа опытных работников отдела. Рассматривается план вхождения в должность. Обговаривается порядок взаимодействия с другими отделами.

5. Знакомство с рабочим местом и коллегами отдела. Уточнение расположения рабочего места, его технической оснащенности и комплектации.

6. Знакомство с сотрудниками других отделов, с которыми новый работник будет взаимодействовать по роду своих обязанностей.

Первый рабочий день продавца в магазине (торговые сети «Монарх», Brooks)

Введение в должность проходит в четыре этапа, длительность каждого - одна смена.

I этап (первая смена) - подготовительный. Первый рабочий день.
Задача - детальное ознакомление с деятельностью компании.

Получение информации о компании «Пальмира-Рута», ознакомление с порядком и условиями работы:

    история организации;

    продукция и услуги;

    структура управления (включая имена руководителей, расположение отдельных подразделений);

    условия труда - установленный рабочий график, отпуска и выходные, льготы для сотрудников;

    элементы корпоративной культуры;

    требования к оформлению базовых документов компании;

    постановка целей;

    создание мотивации (возможности увеличения заработной платы, повышения квалификации, должностного роста).
    Ответственное лицо: управляющий магазином.

Ознакомление с подразделениями и рабочим местом сотрудника:

    представление коллегам;

    объяснение распорядка дня;

    изучение должностной инструкции;

    ознакомление с производственными функциями и особенностями работы магазина;

    ознакомление с документами, регламентирующими производственный процесс.
    Ответственное лицо: управляющий магазином.
    Подготовкой пакета базовых документов занимается служба персонала.

Ознакомление с организацией взаимодействия подразделений компании:

    перечень отделов, с которыми новому сотруднику нужно взаимодействовать в процессе работы;

    технология взаимодействия подразделений (письменная или устная форма, документы и особенности их оформления, сроки);

    возможные сложности производственного процесса;

    механизмы решения проблем;

    прецеденты.
    Ответственное лицо: управляющий магазином.

Второй и третий дни - работа по плану, в конце смены предоставляется отчет. Управляющий магазином подводит итоги работы во время первой ознакомительной смены и доводит информацию до нового сотрудника.

II этап (вторая смена) - начальный период.
Задача - практическое освоение новичком его обязанностей и требований, предъявляемых администрацией к данной должности.

Подведение итогов. В конце смены управляющий дает первичную оценку соответствия заявленных знаний тем реальным умениям и навыкам, которые имеются у новичка; дает рекомендации новому сотруднику.

III этап (третья смена) - период приспособления.
Задача - включение нового сотрудника в производственный процесс и адаптация к правовым, социальным и организационным требованиям компании; установление межличностных отношений.

Подведение итогов. Управляющий оценивает результаты работы, акцентируя внимание на социально-психологических аспектах: вхождение в коллектив; установление отношений с коллегами; восприятие новой информации; адаптация к новым требованиям, не совпадающим с предыдущим опытом; реакция на критические замечания и т. п.; при необходимости помогает новому сотруднику установить нормальные межличностные отношения.
Ответственное лицо: управляющий магазином.

IV этап (четвертая смена) - завершение периода введения в должность.
Задача - стабильная работа сотрудника.

Новичок действует в пределах своей компетенции согласно плану на смену. В конце смены руководитель подводит итоги периода адаптации и доводит информацию до нового сотрудника и службы персонала.

Основные этапы адаптации

Оценка уровня подготовленности нового работника. На этом этапе происходит определение непривычных для новичка ситуаций и вариантов решения типовых задач.

Ориентация. Практическое знакомство нового работника с обязанностями и требованиями, предъявляемыми к нему со стороны организации.

Действенная адаптация. Приспособление новичка к своему рабочему месту, включение в межличностные отношения с коллегами.

Функционирование. На завершающем этапе адаптации сотрудник полностью осваивает требования к своему рабочему месту (в том числе налаживает межличностные отношения) и приступает к работе в «расчетном режиме».

Оценка работника после прохождения испытательного срока проводится на завершающем этапе - определяется, насколько новый сотрудник освоил требования к работе. На основании этой оценки принимается решение об окончании испытательного срока и даются рекомендации по дальнейшему обучению.

Технология эффективного управления адаптацией предполагает составление соответствующего алгоритма, определение способов и методов воздействия на процесс адаптации, качественных и количественных показателей, позволяющих контролировать степень включения нового работника в коллектив. Успешность адаптации зависит от многих факторов, в том числе от особенностей производственной среды и самого человека.

Для оценки психофизиологических аспектов адаптации целесообразно использовать сравнение производственных показателей нового сотрудника (выработка, энергозатраты) и показателей его здоровья при выполнении типичных производственных операций. В качестве контрольных используются средние показатели по компании/подразделению (процент выполнения производственного плана, брака, рекламаций, жалоб клиентов и пр.).

Для оценки социально-психологических аспектов адаптации нужно исследовать уровень удовлетворенности работника новой производственной средой, взаимоотношениями с коллегами, новым статусом и связанными с ним возможностями. Сравнение полученных данных позволит эйчару корректировать ход процесса адаптации нового сотрудника.

Рассмотрим процесс прохождения новичком испытательного срока (ИС). Цель ИС - оценить результаты работы, определить его соответствие требованиям компании, выявить способности и потенциал.

Продолжительность ИС в нашей компании - один месяц для продавцов, администраторов, технических работников и до трех месяцев - для административного, коммерческого и хозяйственного персонала. ИС более трех месяцев не допускается. Ответственность за организацию ИС несут непосредственные руководители новых сотрудников на должностях административного, коммерческого и хозяйственного профиля, и управляющий магазином - для сотрудников магазина.

Непосредственный руководитель должен поставить работнику на период ИС четкие задания, обязательно определить ожидаемый результат. Отметим, что в нашей компании новому сотруднику выдается «План работы на испытательный срок», разработанный совместно руководителем, отвечающим за новичка, и эйчаром. (Копия этого документа подшивается в личное дело сотрудника.) По завершении ИС непосредственный руководитель оценивает результаты и принимает соответствующее решение. В случае положительной оценки результатов прохождения ИС оформляется документ «Утверждение кандидата в должности», который передается в службу персонала.

Начало работы. Кандидат приступает к деятельности после ознакомления со своим личным планом работы на ИС, с соответствующим приказом и после оформления необходимых документов. С момента подписания руководителем приказа о зачислении на работу кандидат получает статус сотрудника компании на испытательном сроке.

Оформление документов проводит менеджер по кадрам. Информация о выходе новичка на работу (с фотографией, указанием Ф.И.О. и должности) рассылается всем сотрудникам по корпоративной почте, а также вывешивается на доске объявлений. Изменения в организационную структуру компании, связанные с поступлением новичка, вносятся в течение пяти дней после начала его работы.

В первый день прохождения ИС менеджер по персоналу представляет работника сотрудникам компании и определяет, где новичок имеет право находиться и с кем контактировать; проводит инструктаж.

План прохождения испытательного срока. Как уже отмечалось, ИС работника в компании проходит по индивидуальному плану (приложение 2 ). План разрабатывается непосредственным руководителем нового сотрудника и согласовывается с руководителем функционального подразделения. В план включается программа обучения новичка, практические и профессиональные задания на ИС. В этом документе могут предусматриваться индивидуальные «контрольные точки» - зачеты, тестирования и прочие формы контроля.

План работы на испытательный срок
____________
Ф.И.О. сотрудника, должность, подразделение
Испытательный срок _______ месяц(ев)

Обучение во время испытательного срока состоит из теоретических занятий и выполнения обязательных практических заданий. Программа прохождения испытательного срока включает ежедневную, еженедельную и ежемесячную оценку сотрудника непосредственным руководителем:

    имеющихся и приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков;

    основных психологических качеств кандидата, в том числе соответствие их ценностям корпоративной культуры и требованиям занимаемой должности;

    результатов выполненных заданий.

Ответственность за объективность контрольных мероприятий несет непосредственный руководитель новичка.

Оплата труда во время ИС. Оплата труда работника во время прохождения ИС составляет 80% от установленной ставки заработной платы на данной должности. После успешного прохождения ИС размер оклада определяется на основании установленного уровня квалификации и оговаривается на календарный год работы в компании. Его пересмотр возможен один раз в полгода (перед началом сезона). Исключение - изменение размера оклада в случае перевода сотрудника на другую должность либо при выполнении дополнительных функциональных обязанностей, не предусмотренных должностной инструкцией.

Компания оставляет за собой право вносить изменения в порядок оплаты для каждой должности индивидуально. Изменения регламентируются положением «Представление на выплату бонуса».

Программа работы по адаптации сотрудника на период ИС. Оценка успешности прохождения сотрудником испытательного срока определяется по двум критериям:

1. Эффективность работы. Выполнение плана работы на период ИС контролируется непосредственным руководителем. Он составляет календарь встреч с новичком (первая неделя - каждый день в конце рабочего дня, вторая неделя - один раз в два дня). Цель этих встреч - координация работы нового сотрудника, выявление его сильных и слабых сторон, мотивация к достижению высоких результатов в работе («мышление в рамках результата»).

2. Эффективность адаптации. Заключение о степени эффективности адаптации дается менеджером по персоналу. Эйчар составляет календарь встреч с новичком (первая неделя - каждый день, после общения с непосредственным руководителем; вторая неделя - один раз в два дня, на следующий день после встречи с непосредственным руководителем). Цель этих встреч - помочь новичку быстрее адаптироваться в коллективе, а также определить его сильные стороны, мотивацию, потенциал, наметить план развития.

Иногда мы применяем метод социометрии: сотрудники, с которыми новичок работал и общался во время испытательного срока, анонимно оценивают его по разработанной службой персонала схеме. Результаты такой оценки помогают эйчару понять, наладил ли новый работник отношения с коллегами, насколько успешно справился с трудностями процесса адаптации.

После прохождения новичком ИС непосредственный руководитель заполняет лист оценки работника. Менеджер по персоналу тоже дает свою оценку успешности адаптации, представляет заключение (в том числе и по результатам социометрии).

Аттестация по результатам ИС. В конце ИС проводится заключительная аттестация работника и принимается решение о допуске его к самостоятельной работе, либо о прекращении трудовых отношений. Форма проведения аттестации определена в «Положении об аттестации персонала».

В состав аттестационной комиссии для менеджеров низшего и среднего звена включаются специалисты, принимавшие участие в обучении кандидата; для топ-менеджеров - руководитель подразделения, в котором планируется работа кандидата и/или директор соответствующего департамента, генеральный директор, Совет директоров. На аттестации могут присутствовать другие должностные лица, приглашенные генеральным директором и/или директором по персоналу.

Во время аттестации рассматриваются выполнение плана прохождения ИС, результаты работы новичка за отчетный период, а также обсуждаются дальнейшие планы по выполнению им поставленных задач (приложения 3, 4 ), повышению квалификации.

Приложение 3

Личный план
профессионального и служебного развития

Ф.И.О. ______________________________ Подразделение ______________________________
Должность ______________________________ Руководитель ______________________________

1. Опишите, пожалуйста, те качества, навыки и знания, которые необходимы специалисту на Вашем рабочем месте для наиболее продуктивного выполнения своих должностных обязанностей, и оцените степень развития этих навыков у Вас по пятибалльной шкале, где 5 - отлично, 4 - хорошо, 3 - удовлетворительно, 2 - неудовлетворительно, 1 - плохо.

Знания

Оценка

Умения

Навыки

2. Опишите, пожалуйста, как Вы видите свое место в компании в перспективе. Каких знаний и навыков не хватает Вам в настоящее время, чтобы продуктивно работать на этом месте?
________________________________________
________________________________________
________________________________________

3. Планируете ли Вы более полно овладеть указанными выше знаниями и навыками? Каким образом и в какие сроки Вы собираетесь эти планы осуществить?
________________________________________
________________________________________
________________________________________

4. Опишите, пожалуйста, Ваши планы по дальнейшему профессиональному развитию, а также укажите срок, который Вам для этого понадобится.
________________________________________
________________________________________
________________________________________

5. Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале (1 - совершенно не влияют, 2 - слабо влияют, 3 - оказывают определенное влияние, 4 - оказывают заметное влияние, 5 - влияют в большой степени), насколько влияют на Ваше желание работать в компании следующие факторы:

6. Закончите, пожалуйста, следующие предложения так, чтобы получилось целостное высказывание.

А. Работа данного профиля в моем понимании - это:
________________________________________
________________________________________
________________________________________

Б. В работе меня больше всего интересует
________________________________________
________________________________________
________________________________________

В. Думаю, что наиболее важно в моей работе
________________________________________
________________________________________
________________________________________

Г. Мне нужна такая работа, чтобы
________________________________________
________________________________________
________________________________________

Д. Думаю, что главная трудность, которая ожидает меня на такой работе, - это:
________________________________________
________________________________________
________________________________________

Спасибо за Ваши ответы!

Приложение 4

Оценка работника
после прохождения испытательного срока

Ф.И.О. ________________________________________
Должность ________________________________________
Подразделение ________________________________________
Дата выхода на работу _______________ Исп. срок _______ мес.
Оценка работника за период с _______________ по _______________

Показатель

Плохо

Удовлетворительно

Хорошо

Очень хорошо

Результативность работы