Управление имуществом предприятия. Организация управления имуществом предприятия Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Название : Управление имуществом на предприятии.

Рассмотрены вопросы организации комплексного учета имущества, формирования службы управления имуществом на предприятии, использования стоимостной оценки имущества, определения производственной мощности имущественных комплексов; выработки амортизационной политики. Особое внимание уделено экономическому анализу управленческих решений по проведению имущественных преобразований, поиску резервов роста фондоотдачи, создания страховой защиты, организации залога имущества. Приведены практические примеры с расчетами и пояснениями.

Для студентов, обучающихся по специальностям "Экономика и управление на предприятии", "Менеджмент", а также для преподавателей вузов, аспирантов, практикующих экспертов-оценщиков и специалистов.


Имущество есть главный материально-вещественный ресурс
предприятий, их основное богатство. Имущество обладает тем
удивительным свойством, что одновременно служит источником и доходов, и расходов. Полноценно функционирующее
имущество приносит его собственнику доход, предопределяет
его благосостояние. Наоборот, не вовлеченное в оборот, лишнее имущество становится обузой для предприятия-собственника, подрывает его экономику. Отсюда понятна мысль, что
имущество нуждается в управлении.
Опыт российских предприятий, многие из которых продолжают ощущать последствия экономического кризиса начала и
середины 1990-х годов, убедительно показал, к каким негативным последствиям приводят неурегулированные имущественные отношения, невнимание к состоянию имущественных комплексов, расточительность и бесхозяйственность в использовании
имущества.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 7
Глава 1. ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 13
1.1. Роль государства в управлении имуществом 13
1.2. Имущество предприятия как объект гражданских прав 16
1.3. Комплексный учет состава имущества на предприятии 21
1.4. Бухгалтерский учет основных средств на предприятии 26
1.5. Имущественная структура предприятия 32
Глава 2. ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 39
2.1. Стратегический подход к управлению имуществом 39
2.2. Принципы управления имуществом на предприятии
2.3. Цель и задачи управления имуществом 49
2.4. Служба управления имуществом на предприятии 53
Глава 3. СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА, ЕЕ ОЦЕНКА И РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ
3.1. Виды стоимости имущества и задачи ее определения 58
3.2. Особенности определения стоимости имущественных комплексов и объектов 63
3.3. Имущественный (затратный) подход при оценке имущественного комплекса
3.4. Стоимость и фондоотдача основных фондов предприятия 67
3.5. Влияние стоимости имущества на показатели деятельности предприятия 72
Глава 4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА 79
4.1. Понятие производственной мощности, ее виды и способы определения 79
4.2. Фонды времени работы оборудования, применяемые при расчете производственной мощности 84
4.3. Определение степени использования производственной мощности 86
4.4. Формирование структуры парка оборудования и его производственной мощности 89
4.5. Внутренняя сбалансированность имущественного комплекса. 95
4.6. Связь между производственной мощностью и стоимостью парка оборудования 98
4.7. Влияние производственной мощности и стоимости на фондоотдачу 103
Глава 5. АМОРТИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА И АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 110
5.1. Амортизация и амортизируемое имущество 110
5.2. Амортизационная политика предприятия
5.3. Методы начисления амортизации 120
5.4. Выбор сроков полезного использования для объектов основных фондов 125
5.5. Реинвестиционные возможности амортизационного механизма по обновлению основных фондов предприятия 127
Глава 6. ТЕХНИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ 135
6.1. Процесс износа имущественных объектов 135
6.2. Организация ремонта машин и оборудования... 142
6.3. Определение экономической целесообразности капитального ремонта оборудования 145
6.4. Организация технического обслуживания и ремонта производственных зданий и сооружений 150
6.5. Модернизация и реконструкция имущественных объектов 153
Глава 7. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ОБНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ 161
7.1. Имущественные преобразования по обновлению и развитию основных фондов предприятия 161
7.2. Определение экономической эффективности инвестиционных проектов имущественных преобразований 167
7.3. Определение упущенного альтернативного дохода от использования в проекте имеющихся на предприятии объектов имущества. 184
7.4. Стратегия и программа имущественных преобразований на предприятии
Глава 8. АРЕНДА И ЛИЗИНГ В УПРАВЛЕНИИ ИМУЩЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 204
8.1. Правовые вопросы аренды имущества. 204
8.2. Экономическая эффективность аренды недвижимого имущества. 207
8.3. Правовые и организационные основы лизинга. 213
8.4. Лизинговые платежи и эффективность лизинговой сделки 220
Глава 9. СТРАХОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ 227
9.1. Сущность, функции и организация страхования имущества 227
9.2. Производственно-имущественные риски, их виды и оценка 231
9.3. Экономические показатели страхования 237
9.4. Методы страхования и страховые тарифы 239
9.5. Организация страховой защиты предприятия от производственно-имущественных рисков 246
Глава 10. ЗАЛОГ ИМУЩЕСТВА В МЕХАНИЗМЕ КРЕДИТОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 252
10.1. Сущность и назначение залога имущества 252
10.2. Реализация залогового права залогодержателя.. 258
10.3. Особенности определения залоговой стоимости имущества 262
Литература 271


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Управление имуществом на предприятии - Ковалев А.П. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Управление недвижимым имуществом - процесс взаимосвязанных между собой действий, направленный на достижение положительных результатов при пользовании или распоряжении имуществом. В этот процесс вовлечено множество субъектов, каждый из которых выполняет определенную функцию.

Общая характеристика

Система управления муниципальным - это совокупность взаимосвязанных средств и методов осуществления целенаправленных действий в отношении субъекта управленческого процесса в целях достижения запланированных результатов.

В процесс управления недвижимостью государства входит ее трансформация, использование и воспроизводство. Для достижения наилучших результатов и большего эффекта от использования имущества используется системный метод, осуществляемый уполномоченными государством органами. Эти органы применяют комплекс мер, составляющий в совокупности систему управления государственным недвижимым имуществом.

Вся система работает по двум направлениям: в соответствии с общими принципами управленческой теории, с одной стороны, и в соответствии со специфическими особенностями, которые вытекают из условий и правил, которые устанавливает собственник имущества - государство, с другой стороны.

Элементы системы

В систему управления недвижимым имуществом государства входит пять основных элементов:

  1. Цели.
  2. Принципы.
  3. Методы.
  4. Функции.
  5. Способы (варианты) распоряжения недвижимостью.

Весь порядок управления недвижимым имуществом построен на выполнении следующих функций:

  • планирование работы;
  • организация деятельности;
  • регулирование процессов;
  • стимулирование работы;
  • контроль за выполнением.

Планирование работы

Составление планов по оперативному управлению недвижимым имуществом и иным видам управления - это средство реализации идей. Планирование заключается в постановке задач и целей, а также определении средств, необходимых для их достижения.

При планировании руководство принимает решения, какими будут направления деятельности в области управления недвижимым имуществом и какие направления и действия будут приоритетными.

Планирование является самым сложным и важным этапом управления имуществом, поэтому в нем выделяются три подфункции:

  1. Прогнозирование.
  2. Моделирование.
  3. Программирование.

Прогнозирование является методом обоснованного с научной точки зрения предвидения различных вариантов выбора направлений развития данного объекта в будущем с учетом взаимодействия с окружающим миром. При качественном выполнении прогнозирования можно использовать полученные допустимые варианты в качестве основы планирования.

Прогнозирование вариантов управления собственным недвижимым имуществом осуществляется в виде моделирования или программирования.

Моделирование позволяет прогнозировать разные ситуации и системные состояния на протяжении установленного в планах периода. Экономическая форма моделирования приравнивается к методу экспериментирования. Программирование включает перевод в запланированное состояние на основе имеющихся на данный момент сведений. В него входит разработка алгоритмов, установление списка необходимых ресурсов и определение методологии.

Для успешного осуществления процесса оперативного управления недвижимым имуществом и других видов управления необходимо ставить цели и задачи на разные промежутки времени. В связи с этими выделяют долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.

Долгосрочное охватывает период от пятнадцати до двадцати лет. На нем определяются общие задачи и цели, а также выбирается стратегия. включает пятилетний период. Главная цель такого типа - выбор эффективных средств для реализации поставленных целей.

Краткосрочное (текущее годовое) планирование с разбивкой по кварталам является более детализированным рассмотрением выводов среднесрочного периода.

Организация деятельности

Организация различных видов управления недвижимым имуществом состоит в установлении системы иерархии между разными органами государства, которые принимают участие в осуществлении соответствующей деятельности, а также в определении их взаимосвязей и особенностей использования ресурсов, определенных для достижения целей.

Организация является не только процессом создания необходимой системы, но и процессом ее упорядочения и совершенствования. Эта деятельность заключается в распределении функций между сотрудниками, группами и подразделениями, а также в координации действий этих субъектов.

Регулирование процессов

Регулятивная деятельность позволяет обеспечить нормальное функционирование системы, которая была создана в результате организации, в целом. Она направляет управленческий процесс на федеральном, региональном и местном уровнях.

Регулирование является деятельностью, направленной на поддержание параметров, заданных на предыдущих этапах. К ее задачам относится сохранение упорядоченного состояния в системе. В отношении секторов частного типа регулирование выражается в установлении правил, стимулов и ограничений, а также в корректировке направления конкретных предприятий согласно целям.

Территориальное или государственное, экономическое регулирование - это система опосредованного вмешательства в деятельность хозяйствующего субъекта посредством внесения изменений в законодательство (систему налогообложения, таможенные пошлины, курсы валют и прочее), а также с помощью использования прочих инструментов мотивации или ограничения деятельности.

Определение характера и остроты социальных и экономических проблем региона позволяет выбрать направления, масштабы и формы регулирования. Оно позволяет обеспечить устойчивые соединения и связи между разными звеньями и управленческими ступенями и таким образом скоординировать весь процесс.

Регулирование управления недвижимым имуществом по договору или без такового как основная функция способствует бесперебойной и беспрерывной работе объекта и синхронизации всех рассматриваемых функций.

Стимулирование работы

Стимулирующая деятельность способствует выработке у отдельных звеньев системы стремления к достижению поставленных задач и целей в отношении управления недвижимым имуществом. Часто эта функция реализуется посредством регулирования бюджета и привлечения инвестиционных средств.

В связи с недавним изменением форм собственности организаций и предприятий, а также их реорганизацией система финансирования сфер социального типа подверглась серьезным изменениям. Предприятия торговли и общественного питания перешли в частные руки, а другие (к примеру, сфера бытового обслуживания) стали непривлекательными в качестве инвестиций.

Контроль за выполнением

Контрольная деятельность в сфере управления недвижимым имуществом включает принятие мер, необходимых для осуществления планирования и выполнения поставленных задач, которые в итоге способствуют достижению всех целей и соответствию задач запланированным целям. Реализация контрольной функции помогает достичь максимальной результативности работы управленческой системы.

Контроль является процессом обеспечения эффективного достижения целей, поставленных организацией. В него входит сбор и обработка информации с дальнейшим анализом полученных результатов, сравнением с планами, выявлением несоответствий и анализом причин этого. В контроль также входит разработка различных мероприятий, которые способствуют достижению целей.

Контрольная функция позволяет организовать деятельность и наладить обратную связь, позволяющую руководству быть в курсе выполнения поставленных задач и исполнения решений руководства.

В процессе контроля управление проходит три этапа:

  • установление стандартов и норм;
  • измерение степени соответствия указанным нормам;
  • изменение и коррекция планов в соответствии с установленными отклонениями.

Проводимый в ходе контроля анализ, с одной стороны, является функцией сам по себе, а с другой - базой для функции планирования. Таким образом образуется замкнутая система в осуществлении процесса аренды и управления недвижимым имуществом.

Распределение имущества

Имущество, которое находится в собственности государства, делится на две части. Одна из них передается государственным юридическим лицам (учреждениям и предприятиям) в хозяйственное ведение или оперативное управление. Другая часть остается в распоряжении государства и считается казной соответствующего муниципального образования.

Решения об осуществлении действий в рамках перераспределения государственного имущества принимаются Федеральным агентством по управлению имуществом государства (ФАУГИ) на основании федеральных законов.

ФАУГИ может предоставить организации или учреждению право оперативного управления недвижимым имуществом в следующих случаях:

  1. Организация относится к стратегическим объектам либо сохраняется в собственности государства.
  2. В отношении предприятия не начата процедура банкротства.
  3. Использование передаваемого имущества будет обеспечивать в организации осуществление деятельности уставного характера согласно законодательным нормам.

ФАУГИ может предоставить субъекту или муниципалитету право собственности на указанное имущество в следующих случаях:

  • для нужд федерального значения это имущество не нужно;
  • имущество нужно для того, чтобы обеспечить полномочия исполнительных властных органов субъекта или решить вопросы местного уровня.

ФАУГИ может дать согласие на приватизацию имущества в следующих случаях:

  1. Для нужд федерального значения это имущество не нужно.
  2. Имущество нельзя передать в собственность муниципалитета или субъекта РФ.
  3. Имущество не относится к категории изъятого или ограниченного в обороте.

В отношении имущества, относящегося к казне РФ, ФАУГИ может принять решение о его передаче третьему лицу на основании договоров гражданско-правового характера (например, по договору доверительного управления недвижимым имуществом, аренды или другим видам соглашений). Все решения ФАУГИ подобного типа должны быть одобрены вышестоящим органом.

Заключением договора управления недвижимым имуществом по образцу занимаются Территориальные управления Росимущества путем объявления конкурса. Имущество передается напрямую в следующих случаях:

  • по решению президента или правительства России;
  • имущество является заменой изъятого на государственные нужды;
  • обязанность по заключению арендного договора установлена судом;
  • имущество передается собственнику другой недвижимости, если эти объекты неразрывно между собой связаны по назначению, местонахождению или характеристикам (техническим).

Цена такой недвижимости определяется путем проведения оценки согласно рыночной стоимости.

Система управления недвижимостью государства основывается на разработке подробной классификации этого имущества, включающей распределение недвижимых объектов на группы однородного типа. Эти группы формируются по общим существенным признакам, которые определяют характер и содержание решений управленческого типа в отношении недвижимых объектов.

Государственная политика в области управления недвижимостью на муниципальном и государственном уровнях базируется на необходимости осуществления грамотного распределения недвижимости между разными формами и видами собственности. При этом распределение должно отвечать интересам государства как социально-экономический единице.

Объекты собственности, принадлежащей исключительно Федерации

К федеральной собственности относятся следующие группы, объекты в которых не могут быть предметом договора управления недвижимым имуществом.

  1. Национальные богатства страны (ресурсы шельфа, экономической морской зоны или вод территориального типа, природные используемые ресурсы, объекты природного и историко-культурного наследия, культурные учреждения государственного уровня).
  2. Обеспечивающие работу властных федеральных органов объекты (казна государства, включая ФСС, ПФ РФ, бюджет, внебюджетные фонды, золотой, алмазные и валютные фонды и запасы; имущество ФСБ, Вооруженных Сил, МВД и прочее; учреждения образования и здравоохранения; контрольные природоохранные предприятия; запасы и резервы государственного и мобилизационного назначения; патентные предприятия и полигоны).
  3. Оборонные производственные объекты (оборонные предприятия, объекты особого назначения для связи и инфраструктуры, защищенные помещения запасных органов управления и власти).
  4. Хозяйственные объекты (добывающие, топливно-энергетические, электроэнергетические, объекты газификации, автомобильные федеральные дороги и соответствующие организации, предприятия теле- и радиосвязи, заводы и центры по выращиванию растений и животных).

Федеральные объекты, в отношении которых можно осуществить передачу прав

К таким объектам относятся следующие виды:

  • наиболее крупные народные хозяйственные предприятия, в которых занято больше десяти тысяч человек;
  • атомные и энергетические предприятия машиностроения;
  • санаторно-курортные организации государственного уровня, которые не входят в имущественную собственность предприятий, а также гостиничные объекты, находящиеся в ведении центральных управленческих органов;
  • учреждения образования, здравоохранения, спорта и культуры, не входящие в предыдущий перечень;
  • организации научно-исследовательского, проектно-конструкторского, геологоразведочного и изыскательского типа или объединения НПО;
  • предприятия, занимающиеся автомобильным транспортом, не входящие в предыдущий перечень;
  • строительные и эксплуатационные предприятия, относящиеся к типу водохозяйственных сооружений и систем;
  • предприятия радиовещания, телевидения, издательства, полиграфии, а также телеграфные и информационные агентства в ведении российского комитета по печати;
  • предприятия общероссийского значения в области строительства, производства стройматериалов и конструкций;
  • помещения оптово-складского типа, хозяйство элеваторного назначения и холодильные комплексы общероссийского значения;
  • предприятия, занимающиеся ликвидацией последствий различных чрезвычайных происшествий.

Управленческая деятельность в отношении государственной недвижимости включает множество элементов, взаимосвязанных между собой и взаимодействующих с целью наиболее рационального использования и распределения данного имущества.


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Берзон, д-р экон. наук, проф.; СВ. Смирнов, д-р экон. наук, проф.

Ковалев А.П.


КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 13



Глава 3. СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА,

3.1.


Глава 3. СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА,

ЕЕ ОЦЕНКА И РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ



Глава 4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ

ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ... 79

4.1. Понятие производственной мощности,

ее виды и способы определения........................... 79

4.2. Фонды времени работы оборудования,
применяемые при расчете производственной
мощности............................................................... 84

4.3. Определение степени использования
производственной мощности................................ 86

4.4. Формирование структуры парка оборудования

и его производственной мощности...................... 89

4.5. Внутренняя сбалансированность
имущественного комплекса.................................. 95

4.6. Связь между производственной мощностью

и стоимостью парка оборудования...................... 98

4.7. Влияние производственной мощности

и стоимости на фондоотдачу.............................. 103

Глава 5. АМОРТИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА

И АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
ПРЕДПРИЯТИЯ................................................
ПО

5.1. Амортизация и амортизируемое имущество 11 0

5.2.Амортизационная политика предприятия........... 113

5.3.Методы начисления амортизации....................... 120

5.4.Выбор сроков полезного использования

для объектов основных фондов........................... 125

5.5............................................................................... Реинвестиционные возможности
амортизационного механизма по обновлению
основных фондов предприятия........................... 127


Глава 6. ТЕХНИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ
ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
135

6.1. Процесс износа имущественных объектов........ 135

6.2. Организация ремонта машин и оборудования... 142

6.3. Определение экономической целесообразности
капитального ремонта оборудования................. 145

6.4. Организация технического обслуживания
и ремонта производственных зданий

и сооружений....................................................... 150

6.5. Модернизация и реконструкция имуществен­ных объектов............................................................... 153

Глава 7. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ
ОБНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ИМУЩЕСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ.........
161

7.1. Имущественные преобразования по обновлению

и развитию основных фондов предприятия....... 161

7.2. Определение экономической эффективности
инвестиционных проектов имущественных
преобразований.................................................... 167

7.3. Определение упущенного альтернативного дохода
от использования в проекте имеющихся

на предприятии объектов имущества................. 184

7.4. Стратегия и программа имущественных
преобразований на предприятии......................... 189

Глава 8. АРЕНДА И ЛИЗИНГ В УПРАВЛЕНИИ

ИМУЩЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 204

8.1.Правовые вопросы аренды имущества.............. 204

8.2.Экономическая эффективность аренды
недвижимого имущества..................................... 207

8.3.Правовые и организационные основы лизинга. 213

8.4.Лизинговые платежи и эффективность
лизинговой сделки............................................... 220


Глава 9. СТРАХОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА

ПРЕДПРИЯТИЯ 227

9.1. Сущность, функции и организация

страхования имущества...................................... 227

9.2. Производственно-имущественные риски,

их виды и оценка.................................................. 231

9.3. Экономические показатели страхования............ 237

9.4. Методы страхования и страховые тарифы......... 239

9.5. Организация страховой защиты предприятия

от производственно-имущественных рисков..... 246

Глава 10. ЗАЛОГ ИМУЩЕСТВА В МЕХАНИЗМЕ

КРЕДИТОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 252

10.1.Сущность и назначение залога имущества....... 252

10.2.Реализация залогового права залогодержателя.. 258

10.3.Особенности определения залоговой стоимости
имущества............................................................ 262

Литература................................................................................ 271


ВВЕДЕНИЕ

Имущество есть главный материально-вещественный ресурс предприятий, их основное богатство. Имущество обладает тем удивительным свойством, что одновременно служит источни­ком и доходов, и расходов. Полноценно функционирующее имущество приносит его собственнику доход, предопределяет его благосостояние. Наоборот, не вовлеченное в оборот, лиш­нее имущество становится обузой для предприятия-собствен­ника, подрывает его экономику. Отсюда понятна мысль, что имущество нуждается в управлении.

Опыт российских предприятий, многие из которых продол­жают ощущать последствия экономического кризиса начала и середины 1990-х годов, убедительно показал, к каким негатив­ным последствиям приводят неурегулированные имуществен­ные отношения, невнимание к состоянию имущественных ком­плексов, расточительность и бесхозяйственность в использовании имущества.

Правовая неурегулированность имущественных отношений способствует возникновению острых имущественных споров между участниками хозяйственной деятельности, в частности между акционерами-собственниками, наемными менеджерами и работниками. Причем эти конфликты перерастают зачастую в настоящие баталии с применением физической силы и на­сильственным захватом помещений. После проведенной привати­зации бывшие государственные предприятия получили статус от­крытых акционерных обществ, но произошло это формально, идо утверждения настоящего корпоративного управления и тем более корпоративной культуры на наших предприятиях еще далеко.

Состояние основных фондов на российских промышленных предприятиях остается плачевным. Многие элементы основных фондов, особенно машины и оборудование, физически и мо­рально устарели, не способны обеспечивать производство со­временной, пользующейся спросом продукции. Неэффективное использование имущества приводит к его износу и снижению эксплуатационных качеств, повышенным операционным расхо­дам на техническое содержание и ремонты, росту имуществен


ных рисков (аварий, потерь и простоев). Конечно, неудовлетво­рительное состояние основных фондов, т.е. имущественных ком­плексов, объясняется в первую очередь нехваткой денежных средств на многих предприятиях. В то же время определенную лепту в эту ситуацию внесло также отсутствие эффективного управления имуществом. Нельзя сказать, что на предприятиях отсутствует управление имуществом как таковое. Оно есть, но все функции этого управления рассредоточены между различ­ными управленческими и вспомогательными подразделениями. Целостной системы управления имуществом на многих пред­приятиях еще не создано.

Для решения отмеченной проблемы необходимо развивать научные исследования в этой области, вырабатывать подходы применительно к условиям российской экономики и в то же время вести подготовку соответствующих специалистов.

Из экономической теории известно, что доходность пред­приятия определяют четыре производственных фактора: земля, труд, капитал и менеджмент. Под землей как фактором понима­ются характеристика земельного участка, на котором размещено предприятие, ценность земельного участка с точки зрения гео­графического положения и территориального расположения в городе, состояния грунта, наличия коммуникаций и т.д. Труд - опытность, квалификация, профессионализм и деловые каче­ства производственного персонала. Капитал понимается как со­вокупность материальных и нематериальных активов, функцио­нирующих в производственной деятельности предприятия. Менеджмент как фактор - это опытность и квалификация уп­равляющего персонала, сложившиеся отношения у персонала предприятия с органами управления в регионе, с другими пред­приятиями, с банками и другими партнерами и клиентами, сфор­мировавшаяся репутация (бренд) предприятия.

Имущество предприятия (его здания, сооружения, комму­никации, парк оборудования, запасы материальных ценностей и т.д.) - главный компонент капитала. Финансовые результаты предприятия во многом зависят от того, какое имущество име­ется на предприятии, какими характеристиками это имущество обладает и насколько полно оно используется.

В данном учебнике речь идет об управлении имуществом на промышленном предприятии. Управление имуществом - это


комплекс решений, действий и проектов, нацеленных на эф­фективное использование, обновление, совершенствование и раз­витие имущества предприятия. Управление имуществом включает как операционную деятельность по содержанию, восстановлению и развитию имущественных комплексов, так и управленческую деятельность по учету, контролю, планированию, мотивации и финансированию этой операционной деятельности.

Теория управления имуществом находится в стадии фор­мирования. Большое влияние на ее развитие оказали теория и практика стоимостной оценки имущества. Понятно, что оцен­ка имущества и управление имуществом тесно взаимосвязаны. Цель оценки - получить значение конкретного вида стоимо­сти оцениваемого имущества. Но оценка не является самоце­лью, она необходима для того, чтобы принять то или иное уп­равленческое решение в отношении имущества. Таким образом, управление имуществом невозможно без результатов оценки этого имущества. Однако неверно думать, что для управления имуществом нужно только определить его рыночную стоимость. Стоимость, конечно, - важный показатель имущества, но не единственный. Для принятия управленческих решений в отно­шении имущества следует привлечь многие другие его характе­ристики: назначение, качественные свойства, производственную мощность (производительность), эксплуатационные издержки, износ и др.

Официальную оценку имущества выполняют независимые оценщики, т.е. специалисты, которые не должны иметь никако­го отношения и интереса к оцениваемому имуществу предприя­тий и не должны принадлежать к персоналу этих предприятий. Другое дело - управление имуществом, эту работу выполняют операционные и финансовые менеджеры самих предприятий. Они же могут выступать в качестве заказчиков официальной оценки. В то же время специалисты предприятий по управле­нию имуществом должны владеть методикой оценки для того, чтобы уметь правильно сформулировать задачу оценки и прове­рить полученные отчеты об оценке на соответствие целям оцен­ки, а затем уметь выбрать эффективные решения по результа­там оценки.

С развитием рыночных отношений расширился набор мето­дов управления имуществом. Наряду с традиционными метода-


ми по восстановлению и обновлению имущества все большее значение на практике приобретают такие методы, как аренда, лизинг, страхование, передача в доверительное управление и др.

Данный учебник помогает студентам вузов усвоить содер­жание дисциплины «Управление имуществом». Теоретической основой этой дисциплины служат положения таких наук, как экономическая теория, менеджмент, маркетинг, оценка стои­мости, финансово-экономический анализ, ценообразование, ма­тематическое программирование, статистика, имущественное право и др.

Что дают знания по данной дисциплине будущим экономи­стам?

Полезность этих знаний проявляется в таких направлениях экономической деятельности, как:

Организация полного и всестороннего учета всех компо­
нентов имущества;

Разработка эффективного режима наиболее полного исполь­
зования разных объектов имущества;

Разработка проектов по обновлению, экономическому и
инновационному развитию имущественных объектов;

Выявление резервов и достижение наиболее полного ис­
пользования качественных характеристик имущества;

Координация работ по проведению независимой оценки
имущества.

Понятие имущества тесно связано с понятием собственнос­ти. Имущество - это те вещи, которые находятся в чьей-то соб­ственности, т.е. кому-то принадлежат. В данном учебнике упор сделан на рассмотрении имущества промышленных предприя­тий, которые могут иметь форму акционерного общества, госу­дарственного унитарного или казенного предприятия.

В условиях рынка хозяйственные операции, связанные с имуществом, имеют исключительно важное значение. Процес­сы антикризисного управления, реструктуризации и реформи­рования предприятий, их приватизации и ликвидации затраги­вают тем или иным образом вопросы раздела имущества, изменения прав собственности и сделок с имуществом. В совре­менных условиях имущественные споры в судах - довольно рас­пространенное явление. Все это заставляет уделять внимание не только экономическим, но и правовым аспектам управления имуществом.


Успешная деятельность предприятия невозможна без эффек­тивного управления имуществом. Цели управления имуществом сводятся в конечном счете к тому, чтобы:

Защищать права на имущество, т.е. не допускать потерю
имущества при незаконных посягательствах со стороны третьих
лиц;

Сохранять имущество, т.е. не допускать возможности краж,
«разбазаривания», невыгодных распродаж и других отрицатель­
ных действий; защищать от рисков через страхование и другими
способами;

Постоянно поддерживать имущество в работоспособном
состоянии путем проведения регулярных обслуживающих и ре­
монтных работ;

Обновлять и повышать технический и инновационный уро­
вень имущества, например осуществлять замену устарев­
шего оборудования на новое, более совершенное и производи­
тельное;

Приумножать и повышать полезность и ценность имуще­
ства, т.е. проводить работы по реконструкции помещений, но­
вому капитальному строительству, облагораживанию земельных
участков, территорий предприятия, его коммуникаций и подъез­
дных путей;

Обеспечивать наиболее полное использование полезных
свойств всех компонентов имущества: зданий, сооружений, ма­
шин и оборудования.

Дисциплина «Управление имуществом» - завершающий учеб­ный курс для студентов, обучающихся по специальности «Эко­номика и управление на предприятии» и специализации «Уп­равление имуществом». Методически она тесно связана с другими дисциплинами, которые либо уже читались, либо читаются па­раллельно. Особенно следует подчеркнуть ее связь с такими дисциплинами, как «Экономика и оценка недвижимости», «Сто­имостный анализ», «Основы оценки стоимости машин и обору­дования», «Оценка эффективности инвестиционных проектов» и др.

Настоящий учебник знакомит читателя с основными поло­жениями теории управления имуществом. В книге рассказано о том, какие правовые аспекты необходимо учитывать при управ­лении имуществом, какую роль играет имущественный подход



в формировании стоимости, как связана стоимость имущества с производственной мощностью и другими показателями пред­приятия, как обеспечить эффективность организационно-эко­номического механизма содержания и обновления имущества, какие существуют имущественные риски и как защититься от них через страхование, в чем состоят операции аренды, лизин­га, доверительного управления и залога, как организовать на предприятии работу по стратегическому управлению имуществен­ными комплексами.

В основу учебника легли материалы лекций по дисциплине «Управление имуществом», которые автор читает студентам в Московском государственном технологическом университете «Станкин».





вам, либо к оборотным активам. Внеоборотными считаются такие активы, которые многократно участвуют в процессе от­дельных циклов хозяйственной деятельности и переносят на продукцию или услуги свою стоимость частями. Внеоборотные активы образуют амортизируемые основные средства (фонды) предприятия, у которых срок полезного использования свыше 12 месяцев и первоначальная стоимость одного объекта превы­шает 20 тыс. руб. (НК РФ, глава 25, ст. 256). Оборотные активы (оборотные средства) обслуживают текущую деятельность пред­приятия и полностью потребляются (видоизменяют свою фор­му) в течение одного операционного цикла продолжительно­стью до 12 месяцев.


С точки зрения применяемости в текущей операционной деятельности предприятия имущественные объекты могут быть находящимися в:

а) рабочей эксплуатации или текущем потреблении;

б) резерве (консервации) или запасах;

в) стадии утилизации (списания).

По наличию полезности для деятельности предприятия иму­щественные объекты могут быть используемыми (полезными) или неиспользуемыми (бесполезными). К неиспользуемым (бес­полезным) объектам относятся такие, которые были когда-то приобретены предприятием, но в настоящее время в деятельно­сти предприятия не участвуют по ряду причин и их дальнейшее использование также не планируется.

По месту использования (потребления) имущественный объект может быть отнесен к:

а) основной производственной или сервисной единице;

б) вспомогательной, обслуживающей или исследовательской
единице;

в) управленческой структурной единице;

г) структурной единице непроизводственного (например, со­циально-культурного) назначения.

Контрольные вопросы

1. Из каких компонентов состоит государственное имуще­ство?

2. В чем заключается принцип соответствия государствен­ного имущества его функционально-целевому назна­чению?

3. Каким образом реализуется принцип текущего и перс­пективного планирования при системном контроле ис­пользования государственного имущества?

4. Какие объекты относятся к недвижимому имуществу?

5. Какие задачи решаются введением обязательной государ­ственной регистрации недвижимого имущества?

6. Какими имущественными правами наделены государ­ственные унитарные предприятия?

7. В качестве каких участников земельных отношений мо­гут выступать промышленные предприятия?



8. Назовите основные виды учета имущества.

9. Как выглядит структура кадастрового номера здания?

10. Что такое технический учет недвижимости и какие госу­дарственные органы его курируют?

11.Что понимается под инвентарным объектом в системе бухгалтерского учета основных средств?

12.Что такое код ОКОФ, каково его строение и назначение?

13.По какой стоимости принимаются к учету новые объек­ты основных средств?

14.Что такое операционный имущественный комплекс и из каких групп имущества он состоит?

15.Какие признаки используются при классификации иму­щественных объектов?


СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА,

АМОРТИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА

И АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

ПРЕДПРИЯТИЯ

ТЕХНИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

кафедра «Государственное, муниципальное и корпоративное управление»

Финансовой академии при Правительстве РФ; Н.И. Берзон, д-р экон. наук, проф.; СВ. Смирнов, д-р экон. наук, проф.

Ковалев А.П.

К56 Управление имуществом на предприятии: учебник / А.П. Ко­валев. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009. - 272 с: ил.

ISBN 978-5-279-03369-0 (Финансы и статистика) ISBN 978-5-16-003745-5 (ИНФРА-М)

Рассмотрены вопросы организации комплексного учета имущества, формирования службы управления имуществом на предприятии, использо­вания стоимостной оценки имущества, определения производственной мощ­ности имущественных комплексов; выработки амортизационной политики. Особое внимание уделено экономическому анализу управленческих реше­ний по проведению имущественных преобразований, поиску резервов роста фондоотдачи, создания страховой защиты, организации залога имущества. Приведены практические примеры с расчетами и пояснениями.

Для студентов, обучающихся по специальностям «Экономика и управ­ление на предприятии», «Менеджмент», а также для преподавателей вузов, аспирантов, практикующих экспертов-оценщиков и специалистов.


Введение....................................................................................... 7

Глава 1. ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ

КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 13

1.1.Роль государства в управлении имуществом...... 13

1.2.Имущество предприятия как объект
гражданских прав.................................................. 16

1.3.Комплексный учет состава имущества

на предприятии..................................................... 21

1.4. Бухгалтерский учет основных средств

на предприятии..................................................... 26

1.5................................................................................ Имущественная структура предприятия 32

1 Глава 2. ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

ИМУЩЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ............ 39

2.1. Стратегический подход к управлению
имуществом............................................................. 39

2.2. Принципы управления имуществом

на предприятии.................................................... 44

2.3. Цель и задачи управления имуществом............. 49

2.4. Служба управления имуществом

на предприятии..................................................... 53

Глава 3. СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА,

ЕЕ ОЦЕНКА И РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ... 58

3.1. Виды стоимости имущества и задачи

ее определения...................................................... 58

3.2. Особенности определения стоимости
имущественных комплексов и объектов............. 63

3.3. Имущественный (затратный) подход

при оценке имущественного комплекса.............. 65

Глава 3. СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА,

ЕЕ ОЦЕНКА И РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ

3.4.Стоимость и фондоотдача основных фондов
предприятия........................................................... 67

3.5.Влияние стоимости имущества на показатели
деятельности предприятия.................................... 72

Управление имущественным комплексом предприятий и организаций государственной либо муниципальной собственности в РФ осуществляется на основании норм ГК РФ, а также на основании Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприя- тиях» у подзаконных нормативно-правовых актов.

Основная задача управления имущественными комплексами предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности - выполнение требований собственника (государства, муниципального образования) по учету, использованию и распоряжению имуществом. При этом маркерами эффективности управления имущественным комплексом являются следующие.

1. Полнота учета и оформления прав на имущество, которая обеспечивается учетом состава имущественного комплекса в государственных реестрах и в частности:

проведением ежегодной инвентаризации для контроля состава используемого имущественного комплекса с его фактическим осмотром;

проведением технической инвентаризации для идентификации объектов недвижимости;

  • - постановкой на кадастровый учет;
  • - внесением сведений в реестр федерального имущества;
  • - утверждением перечней недвижимого и особо ценного движимого имущества;

обеспечением государственной регистрации прав собственности РФ;

  • - обеспечением государственной регистрации прав вещного права владельца имущества.
  • 2. Использование (задействованность) в осуществлении уставной деятельности обеспечивается учетом использования объектов и высоким качеством управления каждым объектом:
    • - отсутствием неиспользуемых объектов;
    • - целевым использованием имущественного комплекса, т.е. наличием программы его использования с индикаторами, учетом того, какое подразделение, на каком основании, в каких условиях использует объект;
    • - по объектам движимого имущества - наличием материально ответственных лиц, проверкой фактического наличия объекта, его загруженности, разработкой и соблюдением стандартов использования и функционирования.
  • 3. Достаточность имущества обеспечивается определением оптимального состава имущественного комплекса на основе технико-экономических обоснований, планированием соответствующих мероприятий.
  • 4. Техническое качество имущества обеспечивается учетом его технического состояния, которое осуществляется путем выявления степени износа, соответствия требованиям безопасности, энергоэффективности, планированием работ по содержанию имущественного комплекса в надлежащем состоянии.
  • 5. Эффективность затрат обеспечивается на основе их анализа и определения оптимальной структуры затрат на содержание имущественного комплекса, наличия строгого управленческого учета структуры затрат, исключением излишних расходов.
  • 6. Эффективность инвестиционного использования имущества обеспечивается учетом доходов от распоряжения имущественным комплексом, исключением случаев распоряжения, влекущих отрицательный финансовый результат, наличием технико-экономического обоснования сделок по распоряжению имуществом, наличием дохода от каждой сделки.

Задание для размышления

Охарактеризуйте каждый из указанных критериев эффективности, по возможности выделив в каждом из них несколько составляющих элементов, на основании которых можно определить степень эффективности управленческого воздействия. Можно ли среди данных критериев выделить те, которые являются основными, и те, значимость которых несущественна?

При этом могут быть приняты решения по ремонту, реконструкции, продаже, передаче в аренду, отказу от права оперативного управления и пр.

Управление имущественным комплексом с государственной либо муниципальной формой собственности осуществляется исходя из тех же принципов и подходов, которые применимы к управлению государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

В Российской Федерации в целях повышения качества корпоративного управления в организациях с государственным участием проводятся мероприятия, направленные на создание адекватной системы вознаграждения органов управления в увязке с достижением ключевых показателей эффективности; применение сбалансированных подходов к выплате дивидендов акционерными обществами с государственным участием; разработку и реализацию программ отчуждения непрофильных активов и профильных активов в организациях с государственным участием.

В настоящее время при принятии решений о размере дивидендов, выплачиваемых акционерными обществами с государственным участием, Минэкономразвития России и Росимуществом, руководствуются Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2006 № 774-р в соответствии с которым позиция Российской Федерации как акционера по вопросам дивидендной политики должна формироваться исходя из необходимости направления на выплату дивидендов не менее 25% чистой прибыли обществ без учета доходов (расходов), полученных от переоценки финансовых вложений, если иное не установлено актами Правительства РФ.

Таким образом, принятие Правительством РФ в 2012 г. предложенных Минэкономразвития России изменений в указанное Распоряжение Правительства РФ, касающихся определения фиксированного минимального размера части чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов обществами с государственным участием, позволяет осуществлять более точное прогнозирование размера доходов федерального бюджета в плановом периоде от участия РФ в уставных капиталах акционерных обществ с государственным участием.

Кроме того, во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 02.04.2011 № Пр-846 2 и от 27.04.2012 № Пр-1092 3 продолжается работа по поэтапной замене государственных служащих в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в собственности РФ, профессиональными директорами 4 .

При Росимуществе сформирована и функционирует комиссия по отбору независимых директоров, представителей интересов Российской Федерации и независимых экспертов для избрания в органы управления и контроля акционерных обществ с государственным участием. В состав указанной комиссии входят представители общественно-профессиональных организаций, сотрудники отраслевых федеральных органов исполнительной власти и Росимущества. Деятельность комиссии носит открытый характер, обеспечивая прозрачность процедур подачи заявок и отбора кандидатов из числа профессиональных директоров для участия в органах управления и контроля акционерных обществ.

В рамках исполнения п. 4 поручения Президента Российской Федерации от 05.06.2013 № Пр-1474 Минэкономразвития России разработаны методические указания но применению государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ в совокупности превышает 50%, ключевых показателей эффективности, включающих в том числе показатели капитализации компании и нормы доходности. Впоследствии достижение ключевых показателей эффективности будет учитываться при принятии решений об оплате труда руководства организаций с государственным участием и кадровых решений .

Надзорные и контрольные функции относительно управления имущественными комплексами предприятий и организаций государственной или муниципальной формы собственности возложены на Минэкономразвития РФ, основными задачами которого в данном направлении являются:

  • - обеспечение оптимизации состава имущественных комплексов предприятий и организаций, в том числе путем контроля за деятельностью предприятий и организаций, входящих в состав имущественного комплекса, с правом реорганизации, преобразования в хозяйственные общества либо иные организационно-правовые формы, ликвидации предприятий и организаций государственной или муниципальной формы собственности, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность;
  • - формирование и внедрение системы экономического мониторинга и контроля за деятельностью предприятий и организаций, включая принятие и реализацию стратегий их развития и программ деятельности, формирование системы оценки показателей деятельности предприятий и организаций государственной либо муниципальной формы собственности, собственность которых входит в состав имущественного комплекса, и эффективности использования федерального имущества;
  • - эффективное управление имуществом предприятий и организаций государственной либо муниципальной формы собственности.

Особенности управления имущественными комплексами. В отношении управления имущественным комплексом организаций и предприятий государственной и муниципальной формы собственности имеются и неразрешенные проблемы.

Так, в управлении указанными имущественными комплексами часто выделяют техно-ориентированный и человеко-ориентированный подходы. Целью обоих подходов является ориентация на удовлетворение потребностей человека, однако они различаются средствами ее достижения и показателями результативности. В частности, каждому из подходов присуща собственная система показателей (индикаторов) достижения результатов деятельности и методы обратной связи для отслеживания степени достижения целей.

Техно-ориентированный подход сосредотачивается преимущественно на инфраструктурных показателях как на средствах удовлетворения потребностей населения. При таком подходе предполагается, что наличие средств удовлетворения потребностей населения автоматически приводит к удовлетворению этих потребностей.

Обратная связь при этом осуществляется через отслеживание статистической информации технического типа (например, количество квадратных метров жилья, объем усвоенных средств, количество коек в больницах и т.п.), а степень достижения тех или иных задач и целесообразность осуществления соответствующих действий определяется работниками органов управления. По техно-ориентированному подходу конечные потребители услуг - общины - практически отстранены от процессов управления и обратной связи.

Человеко-ориентированный подход нацелен на конечный результат - удовлетворение потребностей населения. В этом случае обратная связь осуществляется непосредственно через население на основе социальной, а не статистической информации. Показателями при таком подходе выступают индекс развития человека: долголетие, уровень образованности, уровень дохода на душу населения, степень удовлетворения разнообразными услугами, состоянием безопасности, окружающей среды и т.п.

Сочетание указанных подходов в области государственного и муниципального имущества имеют свои преимущества и недостатки. Первый подход позволяет органам государственной власти и местного самоуправления формировать задачи независимо от общины, эти задачи экономически оказываются более перспективными и масштабными. Хотя при таком подходе возможны экологические и социальные потери. При втором подходе внимание должностных лиц органов местного самоуправления направлено на решение текущих, близких к обществу социальных задач, но не таких перспективных с экономической точки зрения, а потому вероятность применения инноваций этого подхода довольно низка.

В зарубежной и отечественной практике управления комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности получили распространение техно-ориентированные подходы. Но через устранение общины от управления организацией собственной жизни, от участия в принятии решений, от контроля за деятельностью органов государственной и местной власти создается почва для совершения коррупционных действий и возникает ощущение неэффективности применения такого подхода к управлению имущественным комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности 1 . Выход из этой ситуации видится в построении прозрачности и открытости процесса управления имущественным комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности, которых можно достичь путем применения информационно-коммуникационных технологий в управлении.

Учитывая указанные недостатки техно-ориентированного подхода к управлению, демократически развитые страны пытаются применять рядом с ним человеко-ориентированные подходы. Они предусматривают такие социальные технологии привлечения граждан, как референдумы и консультативные опрос, общественные слушания и обсуждения, местные инициативы как формы консультаций с общественностью, стратегическое планирование развития общества с участием представителей соответствующих сообществ и т.д. Таким образом, техно- и человеко-ориентированные подходы взаимодополняют друг друга. Однако для обоснованных управленческих решений показатели человеко-ориентированного подхода должны быть трансформированы в технические показатели планов действий управленческих структур . Один из основных показателей человекоориентированного подхода и его оценки - индекс человеческого развития, который тесно связан с осуществлением управления на принципах устойчивого развития, значение которого заключается во всесторонне сбалансированном развитии.

Управление имущественными комплексами предприятий и организаций с государственной и муниципальной формой собственности осуществляется в РФ с целью обеспечения устойчивого развития как государства в целом, так и муниципального образования в частности, с целью обеспечения управляемого развития. Следовательно, главным элементом такого развития является управленческая деятельность публичных институтов.

Понятие «устойчивое развитие» отмечает сбалансированное функционирование трех составляющих: природы, общества и экономики. Экологический аспект устойчивого развития заключается в направлении усилий общества на сохранение и рациональное использование природных ресурсов, регулирования деятельности хозяйствующих субъектов с позиции минимизации негативного влияния их деятельности на окружающую среду. Экономический аспект заключается в саморазвитии, основанном на высокоэффективных, ресурсосберегающих, экологически чистых, экономичных технологиях. Социальный - в создании условий для личности, для ее развития и самообразования. Социальная составляющая устойчивого развития напрямую связана с индексом человеческого развития. Человеческое развитие предполагает, с одной стороны, формирование возможностей человека (улучшение здоровья, приобретение знаний и профессиональных умений), а с другой - использование этих возможностей для отдыха, работы, культурной, общественной, политической деятельности.

Таким образом, на современном этапе следует сосредоточить внимание на внедрении социально безопасных для территориальной общины технологий управления имущественным комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности, ориентированных на человека и его потребности. Такие технологии могут основываться на социально-функциональном и диверсифицированном подходах.

Модель совершенствования системы управления имущественным комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности, основанная на использовании предложенных социально-функционального и диверсифицированного подходов, приведена на рис. 5.1.

Рис. 5.1.

Как показывает практика, традиционным при управлении государственным и муниципальным имуществом является социально-функциональный подход, обусловленный осознанием самой природы коммунальной собственности, хотя уже сегодня он требует совершенствования и приведени я в соответствие с требованиями современного этапа развития местного самоуправления в России и экономических тенденций. Совершенствование применения социально-функционального подхода заключается:

  • - в привлечении общества к самоуправлению (путем формирования общественной инфраструктуры и непосредственного влияния на организацию предоставления жизненно важных услуг);
  • - совершенствовании функционирования муниципальных унитарных предприятий;
  • - установлении межмуниципальных организационно-экономических связей по управлению государственными и муниципальными объектами, разработке и реализации совместных проектов территориальных общин на базе объектов государственной и муниципальной собственности.

Вовлечение населения муниципального образования в процесс управления объектами имущественного комплекса предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности способствует выработке у населения корпоративного интереса к управлению такими объектами. Как показывает мировая практика, это приносит не только социальные результаты, но и чисто экономические (развитие различных форм самоорганизации для обеспечения услугами и соответственно более эффективная организация их предоставления, прозрачные обоснованные тарифы, контроль качества услуг, «экономное» отношение к объекту, а, следовательно, и к государственному и муниципальному имуществу). В России же на нынешнем этапе такому процессу может помешать неготовность населения муниципальных образований применять самоуправляющиеся механизмы управления частью государственной и муниципальной собственности, что непосредственно связано с реальной способностью общества к самоуправлению в целом.

Пример из практики

Европейская хартия местного самоуправления (1985 г.) не ограничивается декларированием права местных властей самостоятельно принимать решения по вопросам местного значения, но акцентирует внимание на их реальной способности это осуществлять . В России «право» конституционно закреплено и в основном урегулировано законодательно, но уровень «реальной способности» остается невысоким. Несоответствие материально-финансовой автономии и экономической самодостаточности по местному самоуправлению как закрепленным полномочиям, так и международным традициям и актам дает основания считать, что компетенция населения муниципального образования в хозяйствовании как субъекта экономических отношений, по сравнению с другими странами, имеет ограниченный характер.

Эффективность управления имущественным комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности, составляющем основу государствснного/муниципального сектора экономики, без учета взаимодействия с населением государства и (или) муниципального образования, невозможна. Существенное значение для реальной способности самостоятельного управления местными делами имеет также наличие в распоряжении органов местного самоуправления достаточных финансовых, имущественных, кадровых, организационных, информационных ресурсов и т.п. Такой подход чрезвычайно важен, поскольку позволяет выяснить, в каких случаях институт местного самоуправления реально функционирует, а в каких - остается только задекларированным, и его формальная юридическая модель не воплощается на практике.

Механизмы самоуправляющегося управления имущественным комплексом организаций и предприятий государственной/муниципальной формы собственности включают:

  • - возможность создания организаций со специальными функциями надзора (управления) относительно социальных объектов, проведение социальной экспертизы разного рода проектов государственного либо местного уровня;
  • - социальные инициативы и инновации;
  • - осуществление контроля за качеством услуг и их соответствия нормативным требованиям;
  • - создание/максимальное распространение органов самоорганизации населения и предоставления им отдельных функций по управлению и обеспечению доступности государственных/муниципальных услуг.

Анализ проблематики

На сегодня общественный сектор экономики и сфера обеспечения жизнедеятельности населения государства в целом или муниципального образования в частности постепенно осваивается частными структурами в рамках сотрудничества с властью на партнерских началах. Сотрудничество частного и государственного/муниципаль- ного секторов и обеспечении населения качественными услугами наиболее целесообразно в таких сферах жизнеобеспечения населения, как водоснабжение, санитарная очистка и вывоз мусора, коммунальная энергетика, транспорт, здравоохранение и образование, т.е. в секторах, которые традиционно относят к сфере общественных услуг.

Сущность государственно-частного партнерства сводится к передаче государственным партнером (на местном уровне - органом местного самоуправления) частному партнеру тех или иных функций по управлению государственными или муниципальными имущественными объектами в определенной сфере обеспечения жизнедеятельности муниципального образования на четко установленных условиях на основе эффективного распределения ресурсов, выгод, ответственности и рисков.

Привлечение частного партнера к управлению объектами имущественного комплекса государственной или муниципальной формы собственности способствует использованию рыночно-экономических механизмов.

При этом стоит отметить следующие конкурентные преимущества:

  • - низкую цену единицы продукции (услуги) при обеспечении ее качества; предпринимательские навыки и умение экономически обосновывать соотношение «цена - качество»;
  • - умение продвигать свой продукт на рынке и проводить политику партнерских отношений с потребителем;
  • - усовершенствованную эффективность хозяйствования па основе гибкого реагирования на колебания спроса;
  • - опытный менеджмент и доступ к новым технологиям, который в рамках государственной монополии сферы общественных услуг был ограничен;
  • - возможности движения капитала и доступа к кредитным ресурсам.

Таким образом, мы имеем основания утверждать, что на современном этапе необходимо сосредоточить внимание на усовершенствовании системы управления имущественным комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности путем определения социально безопасных управленческих технологий, ориентированных на человека и его потребности. Возможным вариантом достижения этого является предлагаемое рациональное сочетание социальнофункционального и диверсифицированного подходов.

Первый является объективной необходимостью в отношении института государственной и муниципальной собственности в целом, обеспечивает реальное выполнение основных функций государственного управления и местного самоуправления. Второй - создает возможности использования преимуществ рыночных механизмов в государственном и муниципальном секторе.

  • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2006 № 774-р «О формировании позицииакционера - Российской Федерации в акционерных обществах, акции которых находятсяв федеральной собственности».
  • Перечень поручений по осуществлению первоочередных мер, направленных на улучшение условий инвестиционного климата в России от 02.04.2011. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/10807 (дата обращения: 29.11.2015).
  • Перечень поручений по вопросу развития конкуренции и предпринимательстваот 27.04.2012. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15166 (дата обращения: 29.11.2015) .
  • Росимущества от 16.09.2011 № ГН-15/28327 «Об исполнении подпункта“е” пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 02.04.2011 № 846». URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120137 (дата обращения: 29.11.2015) .
  • «Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которыхдоля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов» (vtb. Росимуществом). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LA W;n=17105(Ш=134;dst= 100002,0;rnd=0.056764388210389205(дата обращения: 29.11.2015).
  • Кленов С. Н. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления.М., 2015. С. 82.
  • Шамарова Г. М. Основы государственного и муниципального управления. М., 2013.С. 116.
  • Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985).

В экономической литературе всё, что предприятие имеет и использует в производственной деятельности, называется имуществом предприятия. В соответствии со ст. 132 части первой Гражданского кодекса “предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующее предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором”.

Имущество предприятия включает все виды имущества, которые необходимы для осуществления хозяйственной деятельности.

Обычно в составе имущества выделяют материально-вещественные и нематериальные элементы.

К числу материально-вещественных элементов относятся земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, полуфабрикаты, готовые изделия, денежные средства.

Нематериальные элементы создаются в процессе жизнедеятельности предприятия. К ним относятся: репутация фирмы и круг постоянных клиентов, название фирмы и используемые товарные знаки, навыки руководства, квалификация персонала, запатентованные способы производства, ноу-хау, авторские права, контракты и т.п., которые могут быть проданы или переданы.

Актуальность выбранной темы работы состоит в том, что имущество предприятия является предметом изучения различных дисциплин: право исследует правовые аспекты существования, защиты, перехода прав собственности и обязательств; в анализе хозяйственной деятельности рассматривается эффективность использования различных видов имущества предприятия; в курсе экономики имущество предприятия рассматривается как хозяйственный, экономический ресурс, использование которого обеспечивает деятельность предприятия; в бухгалтерском учете отражается движение имущества и основных источников его формирования.

Принципы управления имуществом предприятия различны в зависимости от организационных форм предприятия. В настоящее время в России можно выделить следующие основные организационно-правовые формы, утвержденные в законодательном порядке :

1. Индивидуальные с использованием наёмного труда

предприятия без применения наёмного труда

полные 2. Товарищества с ограниченной ответственностью

смешанные

открытые 3. Акционерные общества закрытые федеральные 4. Государственные муниципальные

5. Некоммерческие общественные организации

Цель работы: определить основные принципы и методы управления имуществом предприятия с точки зрения менеджмента.

Обязательным условием для эффективного управления является наличие целей. Целями для управления предприятием, как экономическим объектом, являются финансово-экономические показатели, которые могут быть определены в результате прогнозирования будущей деятельности предприятия. Целевые показатели могут быть определены, только в том случае, если предприятие имеет разработанный бизнес-план, из которого следует: как, в какие сроки, и почему определенные финансово-экономические показатели могут быть достигнуты.

Владелец любого предприятия в состоянии оценивать насколько эффективно используется его собственность, только сравнивая планируемые показатели с достигнутыми. К сожалению, за последние 10 лет государством не было сделано никаких практических шагов к тому, чтобы создать более ли менее работоспособную систему планирования в реальном секторе экономики.

Можно создать какое угодно количество органов, занятых управлением государственным имуществом, но управлять без четких целей и качественной информации невозможно. Нет планов - не будет конструктивных и последовательных действий, направленных на достижение определенных целей.

Задачи работы:

1. Изучить основные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы управления имуществом предприятия в Российской Федерации на современном этапе.

2. Изучить систему управления государственным и муниципальным имуществом;

3. Описать антикризисное управление имуществом предприятия на стадии банкротства.

Работа выполнена на базе информации, полученной из учебной и справочной литературы, а также из других источников: нормативно-правовых актов, периодических изданий, документации предприятия, суждений экспертов, открытой статистической информации.

1. Виды и формы управления имуществом предприятия

1. 1 Правовое регулирование управления имуществом предприятия

Федеральный Закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества. Разновидностью унитарных предприятий являются казенные предприятия. Казенные предприятия – это государственные предприятия, находящееся в непосредственном ведении государственных органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

Имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

Доходов унитарного предприятия от его деятельности;

Иных не противоречащих законодательству источников.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме правомочий, получаемых субъектами этих прав от собственника на закрепленное за ними имущество.

Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица, существующие в специальных организационно-правовых формах - "предприятия" и "учреждения".

Субъектом права хозяйственного ведения по действующему законодательству может быть государственное или муниципальное унитарное предприятие (ст. ст. 113 - 114 ГК РФ) как разновидность коммерческих организаций.

Субъектом права оперативного управления могут быть как унитарные предприятия (ст. 115 ГК РФ), принадлежащие к категории коммерческих организаций, так и учреждения (ст. 120 ГК РФ), относящиеся к некоммерческим структурам, а также предприятия, относящиеся к частной собственности.

Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию, как коммерческой организации; либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность; в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.

В соответствии со ст. 294 ГК РФ право хозяйственного ведения - это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Право оперативного управления в соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ - это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник-учредитель вправе изъять имущество у субъекта права оперативного управления только в трех предусмотренных законом случаях (излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению), и распорядиться им по своему усмотрению. Никаким имуществом, кроме готовой продукции, казенное предприятие не вправе распорядиться без согласия собственника.

1.2 Задачи и общие принципы управления государственным имуществом

Задачи управления государственным имуществом включают два основных блока: стратегическое управление и оперативное управление.

К вопросам стратегического управления относятся:

Инвестиционные решения;

Решения по вопросам долговых обязательств предприятий, особенно перед государственным бюджетом (как по налогам, так и по выданным кредитам и гарантиям);

Проблемы выбора направлений развития конкретных государственных предприятий.

Оперативное управление включает три основные группы задач: планирование, контроль и принятие управленческих решений. Высокая эффективность управления государственным имуществом может быть обеспечена посредством реализации, одной из наиболее распространенных концепций современного менеджмента, - "управление по целям". Управление по целям предполагает наличие ясных, измеримых и достижимых целей, а также стратегии и плана действий, которые обеспечат достижение поставленных целей. Планирование бизнеса - это не шаг назад, а профессиональный взгляд в будущее. Отсутствие целей и планов порождают безответственность в управлении предприятиями. Если нет целей и не определены пути их достижения, то нет и четких критериев для оценки эффективности менеджмента. В результате, процедуры контроля со стороны собственника (в данном случае государства) из важнейших управленческих функций превращаются в пустую формальность. Таким образом, наличие бизнес-плана, включающего определенные цели (в виде финансово-экономических показателей), а также основные положения стратегии развития предприятия и выполнения операций, является важнейшим условием для создания системы управления по целям.